В статье содержатся результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивных установок подростков с тяжелыми нарушениями речи и их индивидуально-типологических особенностей. В исследовании приняли участие 35 обучающихся 8–10-х классов специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи. В соответствии с теорией В. И. Лубовского об общих и специфических закономерностях нарушенного развития предполагалось, что подростки с тяжелыми нарушениями речи характеризуются наличием агрессивных и враждебных реакций, однако под влиянием индивидуально-типологических особенностей они проявляются либо в агрессивно-демонстративном, либо в защитно-агрессивном поведении. Исследование осуществлялось с помощью комплекса психодиагностических методик, направленных на выявление индивидуально-типологических особенностей личности подростков и специфики их агрессивных проявлений. Исследованы агрессивные тенденции подростков, их агрессивные поведенческие проявления, агрессивные и враждебные реакции, степень выраженности агрессивности как черты их личности, а также индивидуально-психологические особенности, диагностируемые с помощью индивидуально-типологического детского опросника Л. Н. Собчик и личностного опросника Р. Кеттелла. В результате исследования выявлено, что подростки с тяжелыми нарушениями речи характеризуются ощущением неполноценности и чувством ущербности, повышенной возбудимостью 206 на слабые раздражители; для них характерны двигательная неугомонность, рассеянность, недостаточная концентрация внимания. Однако в группе подростков с высоким уровнем агрессивных установок такие особенности проявляются в повышенной возбудимости и агрессивности, подозрительности и враждебности, а в группе подростков со средним и низким уровнями агрессивных установок — тревожности, неуверенности в себе и защитном поведении.