Автоматизированная система объективной мониторинговой оценки установленных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования личностных результатов воспитания как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентно
Аннотация
Статья является продолжением представления первого опыта (прецедента) инструментального обеспечения объективной (стандартизированной) оценки личностных результатов воспитания, установленных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования на основе использования разработанной под руководством автора статьи автоматизированной технологии, предназначенной для мониторинговой оценки работы школ в аспекте данных результатов как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентностей). Приведены: система критериев оценки личностных результатов воспитания (на примере основного общего образования), определяющая содержание оценивания с помощью данной технологии; характеристика методов объективной оценки и реализующих их конкретных методик оценки, входящих в состав технологии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2024 |
Страницы | 97-112 |
УДК | 371.2;37.012;37.014 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_2_97 |
В соответствии с требованиями к научно и нормативно обоснованному содержанию оценки личностных результатов (ЛР) (ЛР по направлениям воспитательного процесса, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального, основного и среднего общего образования и выраженных в первую очередь в характеристиках социально значимых установок и умений, отражающих традиционные российские ценности, определенные в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [14] и Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 г. № 809 [15]), приведенными в части 1 настоящей статьи [12], в оценочной технологии «Автоматизированная система объективной мониторинговой оценки установленных ФГОС общего образования личностных результатов воспитания как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентностей)» [5; 7; 11] (далее — Технологии), разработанной научным коллективом под руководством С. В. Климина, содержание этой оценки реализовано как подсистема показателей и детализирующих их критериев (в рамках Технологии — целостной системы). Эти показатели и критерии дифференцированы, как указано в части 1 статьи [12], по трем основным уровням проявления результатов образования, соответствующим уровням развития сознания и деятельности:
1) познавательному (рациональному), проявляемому в мыследеятельности обучающихся;
2) эмоционально-чувственному, проявляемому в эмоциональных реакциях обучающихся на соответствующие значимые для тех или иных конкретных личностных результатов, воспринимаемые обучающимися события;
3) действенному (также в практике называемому деятельностным или поведенческим), проявляемому в поведенческих актах обучающихся в ситуациях, значимых для тех или иных конкретных личностных результатов [1; 2; 11].
Очевидно, что для характеристики результативности воспитания наиболее практически важными являются показатели и критерии 2-го и 3-го уровней. К основным реализованным в рамках базовой версии Технологии из таких показателей (групп критериев оценки) и критериев относятся следующие (приводится на примере основного общего образования во фрагментах) (таблица).