Дата публикации: 01.04.2024

Автоматизированная система объективной мониторинговой оценки установленных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования личностных результатов воспитания как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентно

Аннотация

Статья является продолжением представления первого опыта (прецедента) инструментального обеспечения объективной (стандартизированной) оценки личностных результатов воспитания, установленных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования на основе использования разработанной под руководством автора статьи автоматизированной технологии, предназначенной для мониторинговой оценки работы школ в аспекте данных результатов как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентностей). Приведены: система критериев оценки личностных результатов воспитания (на примере основного общего образования), определяющая содержание оценивания с помощью данной технологии; характеристика методов объективной оценки и реализующих их конкретных методик оценки, входящих в состав технологии.




В соответствии с требованиями к научно и нормативно обоснованному содержанию оценки личностных результатов (ЛР) (ЛР по направлениям воспитательного процесса, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального, основного и среднего общего образования и выраженных в первую очередь в характеристиках социально значимых установок и умений, отражающих традиционные российские ценности, определенные в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [14] и Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 г. № 809 [15]), приведенными в части 1 настоящей статьи [12], в оценочной технологии «Автоматизированная система объективной мониторинговой оценки установленных ФГОС общего образования личностных результатов воспитания как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентностей)» [5; 7; 11] (далее — Технологии), разработанной научным коллективом под руководством С. В. Климина, содержание этой оценки реализовано как подсистема показателей и детализирующих их критериев (в рамках Технологии — целостной системы). Эти показатели и критерии дифференцированы, как указано в части 1 статьи [12], по трем основным уровням проявления результатов образования, соответствующим уровням развития сознания и деятельности:

1) познавательному (рациональному), проявляемому в мыследеятельности обучающихся;

2) эмоционально-чувственному, проявляемому в эмоциональных реакциях обучающихся на соответствующие значимые для тех или иных конкретных личностных результатов, воспринимаемые обучающимися события;

3) действенному (также в практике называемому деятельностным или поведенческим), проявляемому в поведенческих актах обучающихся в ситуациях, значимых для тех или иных конкретных личностных результатов [1; 2; 11].

Очевидно, что для характеристики результативности воспитания наиболее практически важными являются показатели и критерии 2-го и 3-го уровней. К основным реализованным в рамках базовой версии Технологии из таких показателей (групп критериев оценки) и критериев относятся следующие (приводится на примере основного общего образования во фрагментах) (таблица).

Список литературы

1. Климин, С. В. Парадигмальные подходы к критериям и методам оценки воспитания в системе контроля качества общего образования / С. В. Климин // Воспитание: современные парадигмы : монография / под общ. ред. З. А. Багишаева, А. К. Быкова. — Москва, 2006.
2. Климин, С. В. Содержание и методы объективной оценки формирования социальной компетентности в воспитании школьников-подростков / С. В. Климин // Мир психологии. — 2008. — № 3 (55). — С. 149–157.
3. Климин, С. В. Научно-теоретические основы совершенствования методов и технологий внешней оценки качества работы учреждений общего образования в соответствии с требованиями ФГОС / С. В. Климин // Управление образованием: теория и практика. — 2012. — № 4
4. Климин, С. В. Совершенствование организации процедур внешней оценки деятельности общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями программных федеральных документов по вопросам модернизации сферы образования. Часть 2 / С. В. Климин // Управ
5. Климин, С. В. Методологические основы, особенности и состав автоматизированных технологий объективной комплексной оценки качества деятельности образовательных учреждений / С. В. Климин // Оценка учреждений и работников образования: использование информ
6. Климин, С. В. Оптимальные методы проведения объективной внешней оценки качества работы общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС / С. В. Климин // Управление образованием: теория и практика. — 2013. — № 3. — URL: <a href="http://www.iuor" target="_blank">http://www.iuor</a>
7. Климин, С. В. Опыт оптимизации инструментариев оценки личностных результатов реализации ФГОС общего образования / С. В. Климин, С. Ю. Новоселова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. — 2016. — Т. 2, № 2 (6). — C. 1–
8. Климин, С. В. О трехмерной матрице психолого-педагогических факторов обеспечения социализации школьников-подростков на основе дифференцированного подхода к их воспитанию / С. В. Климин // Мир психологии. — 2021. — № 3 (106). — С. 71–84. — DOI: 10.51944
9. Климина, Т. Г. К проблеме психологической диагностики личностных результатов духовно-нравственного развития, воспитания для внешней оценки выполнения соответствующих требований ФГОС начального общего образования / Т. Г. Климина // Управление образовани
10. Летягин, А. А. Об оптимальных средствах оценки влияния интеллектуального развития в ходе обучения на результаты воспитания, применяемых в мониторинге современного воспитательного процесса в образовательных учреждениях / А. А. Летягин // Организация мо
11. Организация мониторинга воспитательного процесса в образовательных учреждениях: оценка результатов воспитательного компонента образовательной деятельности : метод. реком. / под ред. С. В. Климина. — Москва : ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2004. — 131
12. Панарин, А. А. Автоматизированная система объективной мониторинговой оценки установленных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования личностных результатов воспитания как социально ориентированных soft skills (универ
13. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / cост. С. В. Дармодехин, И. В. Вагнер, С. В. Климин [и др.]. — Москва : Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2011. — 52 с.
14. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/</a> cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lx4w7jdd3s573410232 (дата обращения: 07.06.2024).
15. Российская Федерация. Президент. (2018 – ; В. В. Путин). Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809. — URL: <a href="http://www.kre" target="_blank">http://www.kre</a>
16. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования / сост. С. В. Дармодехин, И. В. Вагнер, С. В. Климин

Остальные статьи