Дата публикации: 01.01.2024

Автоматизированная система объективной мониторинговой оценки установленных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования личностных результатов воспитания как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентно

Аннотация

В статье представлен первый опыт (прецедент) инструментального обеспечения стандартизированной оценки личностных результатов воспитания, установленных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, на основе использования разработанной под руководством С. В. Климина автоматизированной технологии, предназначенной для мониторинговой оценки работы школ в аспекте данных результатов как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентностей). Приведены научное обоснование указанной технологии — системного средства объективной и комплексной оценки личностных результатов воспитания как наиболее методически сложного для оценивания вида результатов образования; структурированный перечень основных требований к качеству средств оценки, которым соответствует эта технология, а также реализованные в ней основные принципы и ноу-хау, в совокупности обеспечивающие достоверную неперсонифицированную оценку указанных результатов с экономией времени и ресурсов на проведение оценки.




Разработка, апробация и внедрение оценочной технологии как системы методик оценки и алгоритмов их применения, анализа данных оценки и формирования на его основе рекомендаций образовательным организациям и органам управления образованием — «Автоматизированная система объективной мониторинговой оценки установленных  ФГОС общего образования личностных результатов воспитания как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентностей)»1 осуществлены в отношении последовательно развивавшихся версий этой технологии [7; 14; 15; 17] научным коллективом под руководством С. В. Климина.

В настоящее время деятельность научного коллектива авторов данной технологии по дальнейшему развитию и научно-методическому сопровождению расширения ее внедрения осуществляется на базе Общероссийской общественной организации «Российское профессорское собрание» (РПС). При этом данная технология в части ее структуры и принципов построения также послужила основой для создания, апробации и на данном этапе внедрения на основе сотрудничества РПС с образовательными организациями соответствующих технологий как оценочных средств для эффективного проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся в системах высшего и среднего профессионального образования (см., например, [18; 20]).

Осуществленное в период с 2001 г. по настоящее время внедрение данной технологии (далее — Технология) в практику представляет собой первый в Российской Федерации опыт (прецедент) научно-методического обеспечения решения такой практической задачи, как проведение комплексной, то есть осуществляемой по всем направлениям воспитания, установленным требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) к личностным результатам (ЛР) (см., например, [14]), оценки сформированности в определенных группах обучающихся характеристик личности — социально значимых ценностных установок и умений, соответствующих личностным результатам воспитания, установленным ФГОС; при этом речь идет об оценке, одновременно являющейся:

а) широкомасштабной — выборка статистически значимых данных о результатах оценки сформированности характеристик социально нормативного поведения обучающихся, проведенной с помощью различных версий Технологии, составляет более 110 000 учащихся и более 30 000 педагогов из более чем 8 000 школ (см.: [9; 15]);

Список литературы

1. 11. Климин, С. В. Научно обоснованные модели неперсонифицированной оценки качества обеспечения результатов обучения и социализации школьников в соответствии с ФГОС. Часть 2 / С. В. Климин // Управление образованием: теория и практика. — 2014. — № 2. — C.
2. Klimin, S. V. Nauchno obosnovanny`e modeli nepersonificirovannoj ocenki kachestva obespecheniya rezul`tatov obucheniya i socializacii shkol`nikov v sootvetstvii s FGOS. Chast` 2 / S. V. Klimin // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. — 2014. — № 2.
3. 12. Климин, С. В. Планирование деятельности общеобразовательных организаций по реализации ФГОС общего образования на основе проектируемых и контролируемых метапредметных и личностных результатов учебно-воспитательного процесса / С.В.Климин // Управление о
4. Klimin, S. V. Planirovanie deyatel`nosti obshheobrazovatel`ny`x organizacij po realizacii FGOS obshhego obrazovaniya na osnove proektiruemy`x i kontroliruemy`x metapredmetny`x i lichnostny`x rezul`tatov uchebno-vospitatel`nogo processa / S. V. Klimin // U
5. 13. Климин, С. В. Оптимальные инструментарии аттестационной оценки профессиональных компетенций педагогов с учетом требований новых нормативных документов и опыта применения в регионах автоматизированных тестовых технологий / С. В. Климин // Современное д
6. Klimin, S. V. Optimal`ny`e instrumentarii attestacionnoj ocenki professional`ny`x kompetencij pedagogov s uchetom trebovanij novy`x normativny`x dokumentov i opy`ta primeneniya v regionax avtomatizirovanny`x testovy`x texnologij / S. V. Klimin // Sovremen
7. 14. Климин, С. В. Опыт оптимизации инструментариев оценки личностных результатов реализации ФГОС общего образования / С. В. Климин, С. Ю. Новоселова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. — 2016. — Т. 2, № 2 (6). — C. 1
8. Klimin, S. V. Opy`t optimizacii instrumentariev ocenki lichnostny`x rezul`tatov realizacii FGOS obshhego obrazovaniya / S. V. Klimin, S. Yu. Novoselova // Sovremennoe dopolnitel`noe professional`noe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2016. — T. 2, № 2 (6). —
9. 15. Климин, С. В. О трехмерной матрице психолого-педагогических факторов обеспечения социализации школьников-подростков на основе дифференцированного подхода к их воспитанию / С. В. Климин // Мир психологии. — 2021. — № 3. — С. 71–84. — DOI: 10.51944/2073
10. Klimin, S. V. O trexmernoj matrice psixologo-pedagogicheskix faktorov obespecheniya socializacii shkol`nikov-podrostkov na osnove differencirovannogo podxoda k ix vospitaniyu / S. V. Klimin // Mir psixologii. — 2021. — № 3. — S. 71–84. — DOI: 10.51944/207
11. 16. Климина, Т. Г. К проблеме психологической диагностики личностных результатов духовно-нравственного развития, воспитания для внешней оценки выполнения соответствующих требований ФГОС начального общего образования / Т. Г. Климина // Управление образован
12. ocenki vy`polneniya sootvetstvuyushhix trebovanij FGOS nachal`nogo obshhego obrazovaniya / T. G. Klimina // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. — 2012. — № 4 (8). — S. 100–106. — URL: <a href="https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18952429" target="_blank">https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18952429</a> (data obrashheniy
13. 17. Организация мониторинга воспитательного процесса в образовательных учреждениях: оценка результатов воспитательного компонента образовательной деятельности : (метод. рекомендации) / под ред. С. В. Климина. — Москва : ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2004
14. Organizaciya monitoringa vospitatel`nogo processa v obrazovatel`ny`x uchrezhdeniyax: ocenka rezul`tatov vospitatel`nogo komponenta obrazovatel`noj deyatel`nosti : (metod. rekomendacii) / pod red. S. V. Klimina. — Moskva : GosNII sem`i i vospitaniya RAO, 2
15. 18. Панарин, А. А. Определение научно обоснованных требований к оценочным средствам — условие развития независимой оценки качества подготовки обучающихся вузов в соответствии с современными вызовами / А. А. Панарин, С. В. Климин // Известия Российской ака
16. Panarin, A. A. Opredelenie nauchno obosnovanny`x trebovanij k ocenochny`m sredstvam — uslovie razvitiya nezavisimoj ocenki kachestva podgotovki obuchayushhixsya vuzov v sootvetstvii s sovremenny`mi vy`zovami / A. A. Panarin, S. V. Klimin // Izvestiya Ross
17. 19. Панарин, А. А. Проблема обеспечения качества оценочных средств как фактор низкой эффективности независимой оценки качества подготовки обучающихся вузов / А. А. Панарин, С. В. Климин // Мир психологии. — 2023. — № 1. — С. 109–116. — DOI: 10.51944/20738
18. Panarin, A. A. Problema obespecheniya kachestva ocenochny`x sredstv kak faktor nizkoj e`ffektivnosti nezavisimoj ocenki kachestva podgotovki obuchayushhixsya vuzov / A. A. Panarin, S. V. Klimin // Mir psixologii. — 2023. — № 1. — S. 109–116. — DOI: 10.519
19. 20. Халадов, Х.-А. С. Инновационная цифровая система объективного мониторинга и индивидуальной диагностики универсальных и общепрофессиональных компетенций студентов (уникальный опыт применения в ЧГПУ) / Х.-А. С. Халадов, С. В. Климин, С. А. Багашев // Из
20. Xaladov, X.-A. S. Innovacionnaya cifrovaya sistema ob``ektivnogo monitoringa i individual`noj diagnostiki universal`ny`x i obshheprofessional`ny`x kompetencij studentov (unikal`ny`j opy`t primeneniya v ChGPU) / X.-A. S. Xaladov, S. V. Klimin, S. A. Bagash
21. 1. Климин, С. В. Парадигмальные подходы к критериям и методам оценки воспитания в системе контроля качества общего образования / С. В. Климин // Воспитание: современные парадигмы : монография / под общ. ред. З. А. Багишаева, А. К. Быкова. — Москва, 2006.
22. Klimin, S. V. Paradigmal`ny`e podxody` k kriteriyam i metodam ocenki vospitaniya v sisteme kontrolya kachestva obshhego obrazovaniya / S. V. Klimin // Vospitanie: sovremenny`e paradigmy` : monografiya / pod obshh. red. Z. A. Bagishaeva, A. K. By`kova. — M
23. 2. Климин, С. В. Содержание и методы объективной оценки формирования социальной компетентности в воспитании школьников-подростков / С. В. Климин // Мир психологии. — 2008. — № 3. — С. 149–157.
24. Klimin, S. V. Soderzhanie i metody` ob``ektivnoj ocenki formirovaniya social`noj kompetentnosti v vospitanii shkol`nikov-podrostkov / S. V. Klimin // Mir psixologii. — 2008. — № 3. — S. 149–157.
25. 3. Климин, С. В. Научно-теоретические основы совершенствования методов и технологий внешней оценки качества работы учреждений общего образования в соответствии с требованиями ФГОС / С. В. Климин // Управление образованием: теория и практика. — 2012. — № 4
26. Klimin, S. V. Nauchno-teoreticheskie osnovy` sovershenstvovaniya metodov i texnologij vneshnej ocenki kachestva raboty` uchrezhdenij obshhego obrazovaniya v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS / S. V. Klimin // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. —
27. 4. Климин, С. В. Построение системы показателей и критериев внешней оценки качества работы учреждений общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Часть 1 / С. В. Климин // Управление образованием: теория и практика. — 2012. — № 2. — C. 43–50. —
28. Klimin, S. V. Postroenie sistemy` pokazatelej i kriteriev vneshnej ocenki kachestva raboty` uchrezhdenij obshhego obrazovaniya v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS. Chast` 1 / S. V. Klimin // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. — 2012. — № 2. — S.
29. 5. Климин, С. В. Построение системы показателей и критериев внешней оценки качества работы учреждений общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Часть 2 / С. В. Климин // Управление образованием: теория и практика. — 2012. — № 3. — C. 53–64. —
30. Klimin, S. V. Postroenie sistemy` pokazatelej i kriteriev vneshnej ocenki kachestva raboty` uchrezhdenij obshhego obrazovaniya v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS. Chast` 2 / S. V. Klimin // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. — 2012. — № 3. — S.
31. 6. Климин, С. В. Совершенствование организации процедур внешней оценки деятельности общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями программных федеральных документов по вопросам модернизации сферы образования. Часть 2 / С.В.Климин // Управле
32. Klimin, S. V. Sovershenstvovanie organizacii procedur vneshnej ocenki deyatel`nosti obshheobrazovatel`ny`x uchrezhdenij v sootvetstvii s trebovaniyami programmny`x federal`ny`x dokumentov po voprosam modernizacii sfery` obrazovaniya. Chast` 2 / S. V. Klim
33. 7. Климин, С. В. Методологические основы, особенности и состав автоматизированных технологий объективной комплексной оценки качества деятельности образовательных учреждений / С. В. Климин // Оценка учреждений и работников образования: использование информ
34. Klimin, S. V. Metodologicheskie osnovy`, osobennosti i sostav avtomatizirovanny`x texnologij ob``ektivnoj kompleksnoj ocenki kachestva deyatel`nosti obrazovatel`ny`x uchrezhdenij / S. V. Klimin // Ocenka uchrezhdenij i rabotnikov obrazovaniya: ispol`zovan
35. 8. Климин, С. В. Оптимальные методы проведения объективной внешней оценки качества работы общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС / С. В. Климин // Управление образованием: теория и практика.— 2013.— №3.— С. 82–103.— URL: <a href="https:/" target="_blank">https:/</a>
36. Klimin, S. V. Optimal`ny`e metody` provedeniya ob``ektivnoj vneshnej ocenki kachestva raboty` obshheobrazovatel`ny`x uchrezhdenij v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS / S. V. Klimin // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. — 2013. — № 3. — S. 82–103
37. 9. Климин, С. В. Тенденции социально-нравственного развития школьников-подростков в России в 2000-е годы / С. В. Климин // Тенденции развития образования : Разные, но равные. Как преодолеть разрыв в доступе к качественному образованию : матер. IX Междунар
38. Klimin, S. V. Tendencii social`no-nravstvennogo razvitiya shkol`nikov-podrostkov v Rossii v 2000-e gody` / S. V. Klimin // Tendencii razvitiya obrazovaniya : Razny`e, no ravny`e. Kak preodolet` razry`v v dostupe k kachestvennomu obrazovaniyu : mater. IX M
39. 10. Климин, С. В. Научно обоснованные модели неперсонифицированной оценки качества обеспечения результатов обучения и социализации школьников в соответствии с ФГОС. Часть 1 / С. В. Климин // Управление образованием: теория и практика. — 2014. — № 1. — C.
40. Klimin, S. V. Nauchno obosnovanny`e modeli nepersonificirovannoj ocenki kachestva obespecheniya rezul`tatov obucheniya i socializacii shkol`nikov v sootvetstvii s FGOS. Chast` 1 / S. V. Klimin // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. — 2014. — № 1.

Остальные статьи