Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и агрессивных установок подростков с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация
В статье содержатся результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивных установок подростков с тяжелыми нарушениями речи и их индивидуально-типологических особенностей. В исследовании приняли участие 35 обучающихся 8–10-х классов специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи. В соответствии с теорией В. И. Лубовского об общих и специфических закономерностях нарушенного развития предполагалось, что подростки с тяжелыми нарушениями речи характеризуются наличием агрессивных и враждебных реакций, однако под влиянием индивидуально-типологических особенностей они проявляются либо в агрессивно-демонстративном, либо в защитно-агрессивном поведении. Исследование осуществлялось с помощью комплекса психодиагностических методик, направленных на выявление индивидуально-типологических особенностей личности подростков и специфики их агрессивных проявлений. Исследованы агрессивные тенденции подростков, их агрессивные поведенческие проявления, агрессивные и враждебные реакции, степень выраженности агрессивности как черты их личности, а также индивидуально-психологические особенности, диагностируемые с помощью индивидуально-типологического детского опросника Л. Н. Собчик и личностного опросника Р. Кеттелла. В результате исследования выявлено, что подростки с тяжелыми нарушениями речи характеризуются ощущением неполноценности и чувством ущербности, повышенной возбудимостью 206 на слабые раздражители; для них характерны двигательная неугомонность, рассеянность, недостаточная концентрация внимания. Однако в группе подростков с высоким уровнем агрессивных установок такие особенности проявляются в повышенной возбудимости и агрессивности, подозрительности и враждебности, а в группе подростков со средним и низким уровнями агрессивных установок — тревожности, неуверенности в себе и защитном поведении.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2023 |
Страницы | 205-217 |
УДК | 159.922.7+376.37 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_1_205 |
Введение
В настоящее время, в условиях становления общества равных возможностей, актуальным и значимым становится продолжение исследований в рамках теории общих и специфических закономерностей психического развития детей с дизонтогенезом. Выявление таких закономерностей приблизит решение актуальной и социально значимой проблемы внедрения инклюзивного образования в систему общего, среднего и высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обеспечит создание в образовательной организации таких психолого-педагогических условий, которые необходимы для их всестороннего развития и полноценного вхождения в социум.
В работах В. И. Лубовского систематизированы и обобщены научные представления об общих закономерностях, характерных как для нормального, так и для нарушенного развития, модально-неспецифических закономерностях, по которым развивается психика всех детей с отклонениями в развитии, вне зависимости от вида дизонтогенеза, и модально-специфических закономерностях психического развития групп детей определенной нозологии. Среди модально-неспецифических закономерностей В. И. Лубовский выделял изменения в развитии личности особого ребенка, что связано с общими закономерностями аномального развития психики.
Опираясь на идеи Л. С. Выготского о структуре дефекта, В. И. Лубовский подчеркивал определяющую роль первичного дефекта в развитии вторичных и последующего порядка нарушений. При этом В. И. Лубовский обращает особое внимание на развитие у аномальных детей и подростков словесной регуляции деятельности, отмечая, что именно в подростковом возрасте речевая регуляция определяет социальную позицию подростка и его отношения с другими людьми [10]. В этой связи особый интерес представляют исследования специфических закономерностей личностного развития подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
В исследованиях Г. А. Волковой, В. А. Калягина, Т. С. Овчинниковой, В. И. Селиверстова и других исследователей в области логопсихологии отмечается, что особенности развития детей с алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и другими тяжелыми нарушениями речи ухудшают их личностное развитие [2; 6].