Дата публикации: 01.01.2023

Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и агрессивных установок подростков с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация

В статье содержатся результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивных установок подростков с тяжелыми нарушениями речи и их индивидуально-типологических особенностей. В исследовании приняли участие 35 обучающихся 8–10-х классов специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи. В соответствии с теорией В. И. Лубовского об общих и специфических закономерностях нарушенного развития предполагалось, что подростки с тяжелыми нарушениями речи характеризуются наличием агрессивных и враждебных реакций, однако под влиянием индивидуально-типологических особенностей они проявляются либо в агрессивно-демонстративном, либо в защитно-агрессивном поведении. Исследование осуществлялось с помощью комплекса психодиагностических методик, направленных на выявление индивидуально-типологических особенностей личности подростков и специфики их агрессивных проявлений. Исследованы агрессивные тенденции подростков, их агрессивные поведенческие проявления, агрессивные и враждебные реакции, степень выраженности агрессивности как черты их личности, а также индивидуально-психологические особенности, диагностируемые с помощью индивидуально-типологического детского опросника Л. Н. Собчик и личностного опросника Р. Кеттелла. В результате исследования выявлено, что подростки с тяжелыми нарушениями речи характеризуются ощущением неполноценности и чувством ущербности, повышенной возбудимостью 206 на слабые раздражители; для них характерны двигательная неугомонность, рассеянность, недостаточная концентрация внимания. Однако в группе подростков с высоким уровнем агрессивных установок такие особенности проявляются в повышенной возбудимости и агрессивности, подозрительности и враждебности, а в группе подростков со средним и низким уровнями агрессивных установок — тревожности, неуверенности в себе и защитном поведении.




Введение

В настоящее время, в условиях становления общества равных возможностей, актуальным и значимым становится продолжение исследований в рамках теории общих и специфических закономерностей психического развития детей с дизонтогенезом. Выявление таких закономерностей приблизит решение актуальной и социально значимой проблемы внедрения инклюзивного образования в систему общего, среднего и высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обеспечит создание в образовательной организации таких психолого-педагогических условий, которые необходимы для их всестороннего развития и полноценного вхождения в социум.

В работах В. И. Лубовского систематизированы и обобщены научные представления об общих закономерностях, характерных как для нормального, так и для нарушенного развития, модально-неспецифических закономерностях, по которым развивается психика всех детей с отклонениями в развитии, вне зависимости от вида дизонтогенеза, и модально-специфических закономерностях психического развития групп детей определенной нозологии. Среди модально-неспецифических закономерностей В. И. Лубовский выделял изменения в развитии личности особого ребенка, что связано с общими закономерностями аномального развития психики.

Опираясь на идеи Л. С. Выготского о структуре дефекта, В. И. Лубовский подчеркивал определяющую роль первичного дефекта в развитии вторичных и последующего порядка нарушений. При этом В. И. Лубовский обращает особое внимание на развитие у аномальных детей и подростков словесной регуляции деятельности, отмечая, что именно в подростковом возрасте речевая регуляция определяет социальную позицию подростка и его отношения с другими людьми [10]. В этой связи особый интерес представляют исследования специфических закономерностей личностного развития подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

В исследованиях Г. А. Волковой, В. А. Калягина, Т. С. Овчинниковой, В. И. Селиверстова и других исследователей в области логопсихологии отмечается, что особенности развития детей с алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и другими тяжелыми нарушениями речи ухудшают их личностное развитие [2; 6].

Список литературы

1. Бочанцева Л. И. Антисоциальные подростки с затрудненным общением как объект научного исследования / Л. И. Бочанцева // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — № 4. — С. 44–50.
2. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника / Г. А. Волкова. — СПб. : Детство-Пресс, 2006. — 144 с.
3. Гриневич Г. В. Индивидуально-типологические особенности личности как фактор возникновения девиантного поведения [Электронный ресурс] / Г. В. Гриневич // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 308–309. — Режим доступа: <a href="https://moluch.ru/archive/10/65" target="_blank">https://moluch.ru/archive/10/65</a>
4. Захарова М. А. Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития [Электронный ресурс] / М. А. Захарова // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 515–517. — Режим доступа: <a href="https://moluch.ru/" target="_blank">https://moluch.ru/</a> archi
5. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения [Электронный ресурс] / Е. П. Ильин. — СПб. : Речь, 2014. — Режим доступа: <a href="https://klex.ru/h2n" target="_blank">https://klex.ru/h2n</a> (дата обращения: 23.12.2022).
6. Калягин В. А. Внутренняя картина дефекта и дидактогении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2020. — № 198. — С.
7. Конева О. Б. Социально-психологические аспекты дезадаптации личности / О. Б. Конева // Вестник ЧелГУ. — 2012. — № 19 (273). — С. 75–79.
8. Королёва Ю. А. Личностные ресурсы социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии / Ю. А. Королёва, Ю. Т. Матасов // Вестник Костромского
9. государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2016. — № 4. — С. 12–18.
10. Кузнецова С. О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С. О. Кузнецова, А. А. Абрамова // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 6, № 1. — С. 100–107. — DOI: 10.17759/psyedu.2014060112
11. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей / В. И. Лубовский. — М. : Педагогика, 1978. — 227 с.
12. Маняпова Е.В.Особенности агрессивного поведения современных подростков/ Е.В.Маняпова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. — 2011. — № 118. — С. 143–148.
13. Михайлина М. Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / М. Ю. Михайлина. — Волгоград : Учитель, 2009. — 116 с.
14. Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних / А. А. Реан // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 2 (30). — С. 3–12.
15. Тимофеев В. Психодиагностика цветопредпочтением. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера / В. Тимофеев, Ю. Филимоненко. — СПб. : Иматон, 1995. — 29 с.

Остальные статьи