Особенности становления профессиональных установок у учащихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста (сравнительный анализ)
Аннотация
В статье представлены результаты сравнительно-исторического исследования возрастных и социокультурных особенностей профессиональных установок у современных учащихся и студентов раннего юношеского возраста и их сверстников конца XX века. Показано, что личностное отношение к ситуации профессионального выбора у современных старшеклассников и студентов колледжей характеризуется высокой самооценкой и уверенностью в своих силах, в отличие от их сверстников 80-х годов, которые были менее решительными и более зависимыми от внешних факторов. Выявлены гендерные изменения в отношении к ситуации профессионального выбора.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2022 |
Страницы | 53-61 |
УДК | 159.9.072 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_2_53 |
Введение
Множественные изменения социально-экономических условий жизни, обусловленные требованиями постиндустриального общества, существенно актуализируют потребность в сравнительно-исторических исследованиях. Так, социологи и психологи отмечают усиление тенденций возникновения общества риска, нарастания процессов прекариатизации, углубления и расширения психологии общества массового потребления, что, несомненно, оказывает влияние на особенности профессионального самоопределения современной молодежи [2; 4; 5; 9; 11]. Основанием для проведения нашего исследования послужило предположение о том, что существуют значимые различия показателей личностного отношения к ситуации выбора профессии современных старших подростков и их советских сверстников. На профессиональный выбор молодых людей оказывают влияние цифровая социализация, структура социально-экономической сферы, трансформация социальных институтов и занятых в них профессиональных групп [1; 6; 10; 12–15]. Современные исследователи считают одним из важнейших факторов жизни современного поколения неопределенность, характеризующуюся непредсказуемостью будущего, дефицитом знаний не только о происходящих событиях, но и об условиях, в которых будет протекать деятельность в дальнейшем, отсутствием информации о том, какие профессии будут востребованными и актуальными [5].
Важными факторами, определяющими выбор будущей профессии, выступают профессиональные установки и ожидания старшеклассников. В контексте проводимого нами сравнительно-исторического исследования мы, вслед за И. М. Кондаковым, понимаем профессиональную установку как субъективную предрасположенность юношей и девушек к совершению профессионального выбора [7].
В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к изучению профессионального становления. Данные подходы, основанные на личностной активности субъекта, раскрывают профессиональное самоопределение с позиции мотивационно-потребностных образований, операциональных образований и динамики развития профессионального становления. К ним относятся:
— дифференциально-диагностический подход (Парсонс Ф., Мюнстерберг Г., Боген Г.);