Дата публикации: 01.04.2022

Особенности становления профессиональных установок у учащихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста (сравнительный анализ)

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительно-исторического исследования возрастных и социокультурных особенностей профессиональных установок у современных учащихся и студентов раннего юношеского возраста и их сверстников конца XX века. Показано, что личностное отношение к ситуации профессионального выбора у современных старшеклассников и студентов колледжей характеризуется высокой самооценкой и уверенностью в своих силах, в отличие от их сверстников 80-х годов, которые были менее решительными и более зависимыми от внешних факторов. Выявлены гендерные изменения в отношении к ситуации профессионального выбора.




Введение

Множественные изменения социально-экономических условий жизни, обусловленные требованиями постиндустриального общества, существенно актуализируют потребность в сравнительно-исторических исследованиях. Так, социологи и психологи отмечают усиление тенденций возникновения общества риска, нарастания процессов прекариатизации, углубления и расширения психологии общества массового потребления, что, несомненно, оказывает влияние на особенности профессионального самоопределения современной молодежи [2; 4; 5; 9; 11]. Основанием для проведения нашего исследования послужило предположение о том, что существуют значимые различия показателей личностного отношения к ситуации выбора профессии современных старших подростков и их советских сверстников. На профессиональный выбор молодых людей оказывают влияние цифровая социализация, структура социально-экономической сферы, трансформация социальных институтов и занятых в них профессиональных групп [1; 6; 10; 12–15]. Современные исследователи считают одним из важнейших факторов жизни современного поколения неопределенность, характеризующуюся непредсказуемостью будущего, дефицитом знаний не только о происходящих событиях, но и об условиях, в которых будет протекать деятельность в дальнейшем, отсутствием информации о том, какие профессии будут востребованными и актуальными [5].

Важными факторами, определяющими выбор будущей профессии, выступают профессиональные установки и ожидания старшеклассников. В контексте проводимого нами сравнительно-исторического исследования мы, вслед за И. М. Кондаковым, понимаем профессиональную установку как субъективную предрасположенность юношей и девушек к совершению профессионального выбора [7].

В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к изучению профессионального становления. Данные подходы, основанные на личностной активности субъекта, раскрывают профессиональное самоопределение с позиции мотивационно-потребностных образований, операциональных образований и динамики развития профессионального становления. К ним относятся:

— дифференциально-диагностический подход (Парсонс Ф., Мюнстерберг Г., Боген Г.);

Список литературы

1. динамики
2. Wang X-q. Cognitive-Processing Bias in Chinese Student Teachers with Strong and Weak Professional Identity / X-q Wang, J-c Zhu, L. Liu, X-y Chen // Front. Psychol. — 2017. — Vol. 8, No. 784. — DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00784
3. Bajec B. Relationship between time perspective and job satisfaction / B. Bajec // International Journal of Human Resources Development and Management. — 2018. — Vol. 8, No. 1–2. — Р. 145–165. — DOI: 10.1504/IJHRDM.2018.092294
4. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 54–60.
5. Чеснокова О. Б. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы / О. Б. Чеснокова, С. М. Чурбанова, С. В. Молчанов // Культурно-историческая психология. —
6. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс / Г. Стэндинг. — М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. — 328 с.
7. Пряжников Н. С. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Н. С. Пряжников, С. В. Молчанов, К. А. Кирсанов // Психол. исследования. — 2018. — Т. 11, № 61. — С. 172–175. — Реж
8. Немова О. А. Свобода профессионального выбора и профориентация: ренессанс дикого капитализма или шаг вперед? / О. А. Немова, Т. Ю. Медведева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8, № 2 (27). — С. 172–175. — DOI: 10.2614
9. профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — С. 51–60.
10. Андреева А. Д. Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования / А. Д. Андреева // Культурно-историческая психология. — 2021. — Т. 17, № 1. — C. 84–92. — DOI: 10.17759/chp.2021170112
11. Т. В. Психологический анализ
12. Кудрявцев
13. Кондаков И. М. Индивидуально-психологические особенности подростков в выборе профессии : дис. ... канд. психол. наук / И. М. Кондаков. — М., 1989. — 153 с.
14. Коньшина Т. М. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект / Т. М. Коньшина, Н. С. Пряжников, Т. Ю. Садовникова // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2018. — № 3. — С.
15. Козырева П. М. Особенности и тенденции профессиональной самоидентификации в постсоветской России / П. М. Козырева, А. И. Смирнова // Социологический журнал. — 2021. — Т. 27, № 1. — С. 28–51. — DOI: 10.19181/socjour.2021.27.1.7843
16. Ермаков С. А. Путь жизни человека: святоотеческая традиция и современность : монография / С. А. Ермаков. — Н. Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2002. — 334 с.
17. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб. : Питер, 2008. — 400 с.
18. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. — М. : Прогресс-Традиция, 2000. — 381 с.

Остальные статьи