Изменения в трудовом законодательстве означают единство требований к специалистам, основанное на внедрении профессиональных стандартов, определяющих обобщенные трудовые функции и иные характеристики, необходимые для подготовки, отбора и оценки эффективности специалиста. Но профессиональные стандарты для такой категории работников, как руководители общеобразовательных организаций, до сих пор не утверждены.
Цель статьи — показать оптимальные подходы к разработке и способы реализации профессиональных стандартов для руководителей образовательных организаций.
В сфере осуществления функций по управлению образовательными организациями давно уже существует практика рассмотрения этой деятельности с позиций менеджмента, но отсутствуют однозначно понимаемые требования к уровню профессиональной подготовки и квалификации лиц, их реализующих. Возникло противоречие между все возрастающими требованиями к этой категории служащих и отсутствием признания управления образовательными организациями как самостоятельной профессии, чему препятствует и внедрение однозначно понимаемых, нормативно закрепленных требований к ним. Внедрение профессиональных стандартов, определяющих требования к профессиональной компетенции и уровню квалификации управленцев, будет способствовать четкости определения прав и обязанностей руководителей общеобразовательных организаций, а также сделает их деятельность прозрачной для общества и защитит от субъективизма оценочных суждений.
В статье проводится обоснование необходимости применения требований к уровню профессионализма и результативности работы таких управленцев, закрепленных в разработанном, но не вступившем в силу профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации». Проводится детальное сравнение данного документа с уже действующим стандартом «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», доказывается возможность и необходимость его применения до утверждения профильного профессионального стандарта.
Внедрение стандарта руководителя образовательной организации приведет к определению и закреплению социального статуса профессии «руководитель образовательной организации».