Дата публикации: 31.03.2022

Институционализация профессии «руководитель образовательной организации»

Аннотация

основанное на внедрении профессиональных стандартов, определяющих обобщенные трудовые функции и иные характеристики, необходимые для подготовки, отбора и оценки эффективности специалиста. Но профессиональные стандарты для такой категории работников, как руководители общеобразовательных организаций, до сих пор не утверждены. Цель статьи — показать оптимальные подходы к разработке и способы реализации профессиональных стандартов для руководителей образовательных организаций. В сфере осуществления функций по управлению образовательными организациями давно уже существует практика рассмотрения этой деятельности с позиций менеджмента, но отсутствуют однозначно понимаемые требования к уровню профессиональной подготовки и квалификации лиц, их реализующих. Возникло противоречие между все возрастающими требованиями к этой категории служащих и отсутствием признания управления образовательными организациями как самостоятельной профессии, чему препятствует и внедрение однозначно понимаемых, нормативно закрепленных требований к ним. Внедрение профессиональных стандартов, определяющих требования к профессиональной компетенции и уровню квалификации управленцев, будет способствовать четкости определения прав и обязанностей руководителей общеобразовательных организаций, а также сделает их деятельность прозрачной для общества и защитит от субъективизма оценочных суждений. В статье проводится обоснование необходимости применения требований к уровню профессионализма и результативности работы таких управленцев, закрепленных в разработанном, но не вступившем в силу профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации». Проводится детальное сравнение данного документа с уже действующим стандартом «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», доказывается возможность и необходимость его применения до утверждения профильного профессионального стандарта. Внедрение стандарта руководителя образовательной организации приведет к определению и закреплению социального статуса профессии «руководитель образовательной организации».




В условиях быстро меняющейся реальности изменяются требования населения, потребителей образовательных услуг к деятельности образовательной организации. Меняются и требования к ее административному персоналу. Ключевой фигурой в развитии инновационных процессов становится руководитель образовательной организации, от его квалификации и умения сформировать команду единомышленников зависит развитие школы. Но сегодня многие руководители, не учитывая растущие требования экономики и перемены в общественном сознании, предпочитают строить свою работу в привычном режиме «ручного управления», основываясь на собственной интуиции и давно сложившихся традициях [14].

Питер Друкер, считающийся одним из столпов современного менеджмента, на основании результатов многолетних эмпирических исследований пришел к неожиданному выводу: оказывается, прекрасные специалисты в своем деле, так сказать, крепкие профессионалы, не часто становятся хорошими руководителями. Ведь управление — это вид профессиональной деятельности, требующий определенных умений и навыков, а также особых профессиональных знаний и лидерских качеств [3]. Подтверждением этого является и формирование директорского корпуса школ, значительная часть которого имеет только педагогическое образование и не обладает тем стилем мышления, который необходим для управления образовательной организацией в условиях динамичных изменений. Эта проблема отражается и в выводах Минтруда РФ, отмечающего, что абсолютное большинство нарушений трудового законодательства приходится на образовательные организации. Итогом этого является массовое недовольство всех участников образовательного процесса, которое регулярно выливается на страницы средств массовой информации. Недостаточно высокий уровень квалификации управленческого корпуса в образовании не позволяет реализовать и национальный проект «Образование», в котором цель сформулирована так: «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [9, с. 1].

Развивающаяся школа нуждается в формировании нового поколения руководителей, обладающих соответствующей подготовкой и способностями к эффективному осуществлению управленческих функций, а также высоким уровнем профессионализма.

Рассмотрим вопрос о трактовке профессионализма и о понятии «профессионал».

В результате исторически сложившихся форм разделения труда появилась потребность в особого рода специалистах для выполнения отдельных, не похожих на другие видов работы, отделенной от профессиональной деятельности специалистов, работающих в той или иной организации [1]. Возникает вопрос о том, можно ли этих людей называть профессионалами. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к трудам Е. А. Смирнова, В. Г. Зазыкина, которые сформулировали определение профессионала следующим образом: «Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно ориентированный на саморазвитие и самосовершенствование, на большие личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение, движущийся к профессиональному АКМЕ» [4, с. 7].

Список литературы

1. 11. О независимой оценке квалификации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.consultant.ru" target="_blank">http://www.consultant.ru</a> (дата обращения: 03.11.2017).
2. 20. Яковлева Н. А. Методологические основы развития профессиональной культуры менеджера / Н. А. Яковлева // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — 2011. — № 1 (14). — С. 94–97.
3. 19. Щербаков А. И. Совокупная производительность труда и основы ее государственного регулирования / А. И. Щербаков. — М. : Издательство РАГС, 2004.
4. 18. Филиппов В. М. Профстандарт руководителя образовательной организации / В. М. Филиппов, А. П. Ефремов // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2013. — № 4. — С. 29–31.
5. 16. Социально-психологический портрет инженера / под ред. В. А. Ядова. — М., 1977. 17. Социологический словарь / Б. С. Тернер, Н. Аберкромби, С. Хилл ; пер. с англ. — Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1997.
6. 15. Профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://http://www.consultant.ru" target="_blank">http://http://www.consultant.ru</a> (дата обращения: 27.07.2017).
7. 14. Проект приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования)» (по состоянию на 01.10.2013) (подготовлен Минтрудом России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ht
8. 13. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://http://www.consultant.ru" target="_blank">http://http://www.consultant.ru</a> (дата обра
9. 12. О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов (с исправлениями и изменениями): Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> <a href="http://www.consultant.ru/" target="_blank">http://www.consultant.ru/</a> (дата обращения: 19.03.2
10. 1. Авдеева И. О. Профессионализм: генезис и категориальный анализ [Электронный ресурс] / И. О. Авдеева // Современные исследования социальных проблем // Russian Journal of Education and Psychology. — 2013. — № 10 (30). — Режим доступа: <a href="http://journal-s.or" target="_blank">http://journal-s.or</a>
11. 10. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и ст. 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> <a href="http://www.consultant." target="_blank">http://www.consultant.</a> ru (д
12. 9. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Стратегия24. — Режим доступа: <a href="https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie" target="_blank">https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie</a> (дата обращения: 15.03.2019).
13. 8. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина и др. — М. : Федеральный институт развития образования, 2008.
14. 7. Мацаренко Т. Н. Ключевые компетенции руководителей образовательных организаций [Электронный ресурс] / Т. Н. Мацаренко // Docplayer. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> docplayer.ru (дата обращения: 18.10.2018).
15. 6. Лейбович А. Н. Разработка и применение профессиональных стандартов : словарносправочное пособие / А. Н. Лейбович, И. А. Волошина, П. Н. Новиков и др. — М. : Перо, 2014.
16. 5. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова ; под ред. И. А. Колесниковой. — М. : Академия, 2005.
17. 3. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века / П. Друкер. — М. : МИФ, 2012. 4. Ильковская И. М. Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и особенности / И. М. Ильковская // Вестник Саратовского государственного тех
18. 2. Ангеловский А. А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм / А. А. Ангеловский // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — № 5. — С. 306–315.

Остальные статьи