Дата публикации: 31.12.2022

Коучинговое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся старших классов

Аннотация

Статья подготовлена в рамках реализации программы «Приоритет-2030», стратегический проект «Новая среда жизни», проект «Социогуманитарное конструирование будущего: мегаполис для поколения Z (цифровой сервис-технология “Мega-Z”)». Актуальность статьи обусловлена таким важным личностным вопросом для обучающихся школы в старших классах, как профессиональное самоопределение. Цель статьи заключается в описании исследования, направленного на выявление возможности применения коучинговых технологий в профессиональном самоопределении обучающихся старших классов общеобразовательных организаций. Авторами сформулировано положение о том, что профессиональное самоопределение обучающихся старших классов будет более эффективным при выборе в качестве мишеней психологического сопровождения познания обучающимися своих интересов, склонностей, способностей, отношения к определенному виду профессиональной деятельности. А эффективным методом психологического сопровождения может быть коучинг. Описаны показатели профессионального самоопределения современных обучающихся старших классов города Москвы. Доказано, что специально организованная программа психологического сопровождения профессионального самоопределения с помощью коучинговых методов позволяет повысить самопознание старших подростков и достигнуть значимого корреляционного согласования между эмоционально-потребностной и когнитивной, деятельностно-практическими сферами в профессиональном самоопределении старших подростков. Статья предназначена для психологов, работающих с проблемами профессионального самоопределения обучающихся старших классов.




Введение

У любого обучающегося старших классов школы главным смысложизненным вопросом является профессиональное самоопределение. Всем известно, что профессия, выбранная соответственно личностным особенностям, способствует жизненной реализации, достижению высоких результатов в трудовой деятельности, позитивно влияет на благополучие человека. В современных общеобразовательных организациях проводится большое количество мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию школьников. Данные мероприятия опираются на достаточно разработанную теоретическую и методическую базу отечественных и зарубежных исследований профессионального самоопределения детей старшего подросткового и юношеского возраста [2; 10; 13; 15; 16 и др.]. Большинство программ по проблеме для обучающихся старших классов построены на идее Е. А. Климова о том, что профессиональное самоопределение обучающихся старших классов — это сложное, целостное состояние личности обучающегося, вызываемое совокупностью профессионально важных процессов и качеств, позволяющих обучающемуся осознать свои «могу» (возможности, способности, склонности к определенной сфере профессиональной деятельности), согласовать их со своим «хочу» (интересы, потребности) и «надо» (требования, которые предъявляет экономика к специалистам в данной области профессий) [1; 3; 5–8; 11; 12; 18 и др.]. На основе анализа работ по проблеме в качестве критериев сформированности профессионального самоопределения обучающихся старших классов были выделены когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический [2; 17]. На согласование лежащих за данными критериями сфер психики направлены большинство программ психологического сопровождения, которые сегодня используют в общеобразовательных организациях. Однако пока недостаточно исследований, раскрывающих использование коучинговых методов в психологическом сопровождении профессионального самоопределения обучающихся старших классов. По нашему мнению, коучинг как метод, находящийся на стыке психологии, менеджмента и спорта, мог бы повысить эффективность профессиональной ориентации в образовательных организациях и повысить согласование (взаимосвязь) различных сфер психики в профессиональном самоопределении старших подростков и юношей [9; 19–22]. Эта гипотеза легла в основу нашего исследования, результаты которого представлены далее. 

Материалы и методы исследования

Для диагностики представлений о склонностях и интересов по предмету труда была использована методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова [14]. Для диагностики преобладающего типа личностной направленности обучающихся в профессиональной деятельности — методика «Определение типа личностной направленности» Дж. Холланда (модификация Г. В. Резапкиной) [14]. Для диагностики ведущего типа мотивации при выборе профессии была использована методика «Мотивы выбора профессии» С. С. Гриншпуна [14]. Для диагностики интересов к профессиональной деятельности — методика «Профиль» (модификация «Карты интересов») Е. А. Голомштока [14]. Для диагностики профессиональных склонностей обучающихся к различным сферам деятельности была использована методика «Опросник профессиональных склонностей» (модификация Г. В. Резапкиной) Л. А. Йовайши [4]. Полученные данные обрабатывались при помощи программы Microsoft Excel и Statistiсa 10.0; для выявления связей между полученными показателями выборки применялся коэффициент корреляции Спирмена; расчет значимости различий между значениями разных групп проводился по критерию U Манна — Уитни и интенсивности сдвига по критерию Т Вилкоксона с помощью программы Statistica 10.0.

Эмпирическое исследование было организовано в 2021/22 учебном году на базе ГБОУ города Москвы «Школа № 1387» с использованием офлайн-встреч и технологий удаленной групповой работы (Google Forms, Zoom). В выборку нашего эмпирического исследования вошли 50 обучающихся 10–11-х классов в возрасте от 15 до 17 лет. Средний возраст обучающихся составил 16 лет: 40 человек — 16 лет (80 %), 5 человек — 15 лет (10 %), 5 человек — 17 лет (10 %), из них 18 мальчиков (36 %) и 32 девочки (64 %). На стадии формирующего эксперимента из всей общей выборки была рандомно выделена экспериментальная группа из 25 человек, которые приняли участие в программе психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся старших классов, и контрольная группа — 25 человек, в которой разработанная нами программа не проводилась.

Список литературы

1. 12. Лубовский Д. В. Профессиональное самоопределение выпускников полной средней школы и студентов-первокурсников бакалавриата / Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 4 (57). — С. 164–173. — DOI: 10.51944/2073-8544_202
2. 22. Wildflower L. The Hidden History of Coaching / L. Wildflower. — London : Open University Press, 2013. — 184 p.
3. 21. O’Connor J. How Coaching Works. The Essential Guide to the History and Practice of Effective Coaching / J. O’Connor, A. Lages. — London : A&C Black, 2007. — 284 p.
4. 20. Hart V. Coaching versus therapy: A perspective / V. Hart // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. — 2001. — No. 53 (4). — P. 229–237.
5. 19. Brock V. G. Sourcebook of Coaching History, 2nd ed. / V. G. Brock. — CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012. — 520 p.
6. 18. Шафикова Г. Р. Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Г. Р. Шафикова. — Уфа, 2014. — 46 с.
7. 17. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект / С. Н. Чистякова // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 6. — С. 2–6.
8. 16. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / С. Фукуяма. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 105 с.
9. 15. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. — М. : Академия, 2007. — 345 с.
10. 14. Мухина Т. Г. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения: практико-ориентированная образовательная технология : учеб. пособие для вузов / Т. Г. Мухина. — Нижний Новгород : ННГАСУ, 2015. — 221 с.
11. 13. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития : учебник / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013. — 316 с.
12. 1. Бодров В. А. Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / В. А. Бодров. — М. : ПЕР СЭ, 2007. — 855 с.
13. 11. Латуха Е. А. Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е. А. Латуха. — Новосибирск, 1999. — 42 с.
14. 10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — М. : Академия, 2004. — 304 с.
15. 9. Каюткина Н. В. Коучинг в школьном образовании / Н. В. Каюткина // Сборник избранных статей ; под ред. Н. В. Каюткиной. — М. : Издательские решения, 2017. — С. 206.
16. 8. Касьянова Т. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема / Т. И. Касьянова, А. В. Мальцев, Д. В. Шкурин // Образование и наука. — 2018. — № 7. — С. 168–187.
17. 7. Иванова И. В. Педагогическое сопровождение становления саморазвивающейся личности / И. В. Иванова. — М. : Инфра-М, 2019. — 296 с.
18. 6. Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи / Э. Ф. Зеер // Актуальные проблемы психологического знания. — 2015. — № 3 (36). — С. 16–26. — ID: 24339013
19. 5. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / И. В. Дубровина. — М. : Педагогика, 1991. — 232 с.
20. 4. Диагностика профессионального самоопределения : учебно-методическое пособие / Я. С. Сунцова. — Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. — 112 с.
21. 3. Данилова Е. Е. Мотивация выбора будущей профессии у старшеклассников мегаполиса / Е. Е. Данилова // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 1–2 (55). — С. 31–38. — ID: 46246372
22. 2. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / М. Р. Гинзбург. — М., 1996. — 56 с.

Остальные статьи