Коучинговое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся старших классов
Аннотация
Статья подготовлена в рамках реализации программы «Приоритет-2030», стратегический проект «Новая среда жизни», проект «Социогуманитарное конструирование будущего: мегаполис для поколения Z (цифровой сервис-технология “Мega-Z”)». Актуальность статьи обусловлена таким важным личностным вопросом для обучающихся школы в старших классах, как профессиональное самоопределение. Цель статьи заключается в описании исследования, направленного на выявление возможности применения коучинговых технологий в профессиональном самоопределении обучающихся старших классов общеобразовательных организаций. Авторами сформулировано положение о том, что профессиональное самоопределение обучающихся старших классов будет более эффективным при выборе в качестве мишеней психологического сопровождения познания обучающимися своих интересов, склонностей, способностей, отношения к определенному виду профессиональной деятельности. А эффективным методом психологического сопровождения может быть коучинг. Описаны показатели профессионального самоопределения современных обучающихся старших классов города Москвы. Доказано, что специально организованная программа психологического сопровождения профессионального самоопределения с помощью коучинговых методов позволяет повысить самопознание старших подростков и достигнуть значимого корреляционного согласования между эмоционально-потребностной и когнитивной, деятельностно-практическими сферами в профессиональном самоопределении старших подростков. Статья предназначена для психологов, работающих с проблемами профессионального самоопределения обучающихся старших классов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2023 |
Страницы | 164-173 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_1_164 |
Введение
У любого обучающегося старших классов школы главным смысложизненным вопросом является профессиональное самоопределение. Всем известно, что профессия, выбранная соответственно личностным особенностям, способствует жизненной реализации, достижению высоких результатов в трудовой деятельности, позитивно влияет на благополучие человека. В современных общеобразовательных организациях проводится большое количество мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию школьников. Данные мероприятия опираются на достаточно разработанную теоретическую и методическую базу отечественных и зарубежных исследований профессионального самоопределения детей старшего подросткового и юношеского возраста [2; 10; 13; 15; 16 и др.]. Большинство программ по проблеме для обучающихся старших классов построены на идее Е. А. Климова о том, что профессиональное самоопределение обучающихся старших классов — это сложное, целостное состояние личности обучающегося, вызываемое совокупностью профессионально важных процессов и качеств, позволяющих обучающемуся осознать свои «могу» (возможности, способности, склонности к определенной сфере профессиональной деятельности), согласовать их со своим «хочу» (интересы, потребности) и «надо» (требования, которые предъявляет экономика к специалистам в данной области профессий) [1; 3; 5–8; 11; 12; 18 и др.]. На основе анализа работ по проблеме в качестве критериев сформированности профессионального самоопределения обучающихся старших классов были выделены когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический [2; 17]. На согласование лежащих за данными критериями сфер психики направлены большинство программ психологического сопровождения, которые сегодня используют в общеобразовательных организациях. Однако пока недостаточно исследований, раскрывающих использование коучинговых методов в психологическом сопровождении профессионального самоопределения обучающихся старших классов. По нашему мнению, коучинг как метод, находящийся на стыке психологии, менеджмента и спорта, мог бы повысить эффективность профессиональной ориентации в образовательных организациях и повысить согласование (взаимосвязь) различных сфер психики в профессиональном самоопределении старших подростков и юношей [9; 19–22]. Эта гипотеза легла в основу нашего исследования, результаты которого представлены далее.
Материалы и методы исследования
Для диагностики представлений о склонностях и интересов по предмету труда была использована методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова [14]. Для диагностики преобладающего типа личностной направленности обучающихся в профессиональной деятельности — методика «Определение типа личностной направленности» Дж. Холланда (модификация Г. В. Резапкиной) [14]. Для диагностики ведущего типа мотивации при выборе профессии была использована методика «Мотивы выбора профессии» С. С. Гриншпуна [14]. Для диагностики интересов к профессиональной деятельности — методика «Профиль» (модификация «Карты интересов») Е. А. Голомштока [14]. Для диагностики профессиональных склонностей обучающихся к различным сферам деятельности была использована методика «Опросник профессиональных склонностей» (модификация Г. В. Резапкиной) Л. А. Йовайши [4]. Полученные данные обрабатывались при помощи программы Microsoft Excel и Statistiсa 10.0; для выявления связей между полученными показателями выборки применялся коэффициент корреляции Спирмена; расчет значимости различий между значениями разных групп проводился по критерию U Манна — Уитни и интенсивности сдвига по критерию Т Вилкоксона с помощью программы Statistica 10.0.
Эмпирическое исследование было организовано в 2021/22 учебном году на базе ГБОУ города Москвы «Школа № 1387» с использованием офлайн-встреч и технологий удаленной групповой работы (Google Forms, Zoom). В выборку нашего эмпирического исследования вошли 50 обучающихся 10–11-х классов в возрасте от 15 до 17 лет. Средний возраст обучающихся составил 16 лет: 40 человек — 16 лет (80 %), 5 человек — 15 лет (10 %), 5 человек — 17 лет (10 %), из них 18 мальчиков (36 %) и 32 девочки (64 %). На стадии формирующего эксперимента из всей общей выборки была рандомно выделена экспериментальная группа из 25 человек, которые приняли участие в программе психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся старших классов, и контрольная группа — 25 человек, в которой разработанная нами программа не проводилась.