Дата публикации: 01.07.2023

Социальная и профессиональная идентичность личности в психологических исследованиях: проблема соотношения

Аннотация

В статье приведен обзор современных исследований по теме соотношения категорий социальной и профессиональной идентичности личности — актуальной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Определены ключевые направления исследования феномена социальной идентичности. В ходе анализа определяется категория профессиональной идентичности как одного из основных элементов социальной идентичности личности. Отражены перспективные направления дальнейшего изучения феномена.




В последнее время тема соотношения человека, профессии и организации не просто востребована и актуальна, а приобретает дополнительную значимость в связи с изменениями в современном окружающем человека мире, привлекая внимание все большего количества исследователей. Феномен идентичности человека занимает особое место в структуре психологических исследований и является одной из наиболее распространенных и важных для исследователей категорий в психологии в различных областях современной науки. Такое положение дел объясняется его фундаментальным значением для исследования человека и его отношений с окружающими людьми или группами людей. В настоящее время изучение феномена идентичности становится еще более значимым не только с точки зрения современной науки, но и с точки зрения общества в целом. Человек постоянно сталкивается с вопросами самоопределения по отношению к различным социальным группам и сообществам. При этом важно понимать, что роль организации в процессе самоопределения также возрастает. Невозможно изучать человека в разных психологических категориях и значениях без обращения к категории идентичности. Кроме того, изменения окружающей человека действительности вызывают необходимость пересмотра и определения феномена идентичности. Отмечается, что данный феномен не просто помогает человеку найти ответ на вопрос «кто Я?», он способствует формированию принадлежности человека к разным сообществам на работе в рамках организации или предприятия и за их пределами [11].

Идентичность представляет собой сложный психологический феномен, который впервые появился в работах американского психолога У. Джеймса [6] в виде понятия «Я-концепция». Первые, наиболее узнаваемые сегодня значения категории идентичности сформулированы в западных философских учениях Дж. Локка и Д. Юма в контексте популярной идеи процесса индивидуализации [18]. Об идентичности как психологическом феномене говорится и в работах Э. Эриксона [22]. Он рассматривал идентичность как процесс, зарождающийся и проявляющийся между человеком и той культурой, к которой человек ощущает свою принадлежность. Можно сказать, что идентичность — это определенная степень соответствия между человеком и культурой. В то же время идентичность описывается как результат осознания своей принадлежности к социальной группе с помощью противопоставления существованию других групп [18].

Социальная идентичность человека связана с его взаимодействием с людьми или группами. Одними из первых авторов, исследовавшими социальную идентичность, стали А. Тэшфел и Дж. Тернер, которые создали теорию социальной идентичности и самокатегоризации в 1970-х гг. в Великобритании. Работа А. Тэшфела [42] была основана на его раннем исследовании категоризации и социальной перцепции. В основе теории социальной идентичности лежит данное Тэшфелом определение социальной идентичности как знания индивида о принадлежности к определенной социальной группе или группам вместе с эмоциональным и ценностным значением группового членства [43]. Одно из наиболее полных определений социальной идентичности, данное А. Тэшфелом, в дальнейшем было уточнено Г. М. Андреевой [1; 2], определившей понятие как часть Я-концепции человека, которая возникает из осознания своей принадлежности к социальной группе или группам, ценностного и эмоционального значения, придаваемого этому членству. Л. Б. Шнейдер [21] дает свое толкование социальной идентичности. Отмечается, что социальная идентичность является психологической категорией, которая отражает осознание человеком своей принадлежности к социальной страте и определенному социальному сообществу.

Феномен социальной идентичности становится для исследователей [29; 32] в последнее время одним из наиболее значимых и актуальных. Вместе с тем многие ученые обращают особое внимание на категорию профессиональной идентичности — важнейшего когнитивного механизма, который оказывает влияние на отношения сотрудников и их поведение [26]. Именно невозможность разделить человека и профессиональную деятельность, с выбором и реализацией которой каждый сталкивается в течение жизни, определяет одну из центральных ролей профессиональной идентичности человека в структуре его идентичности. В связи с этим в ряде работ, исследующих социальную идентичность или ее виды (например, профессиональную идентичность), она рассматривается в контексте профессиональной деятельности человека и соотношения человека и организации. Хотя в некоторых исследованиях и отмечается, что профессиональная идентичность является видом социальной идентичности из-за схожих механизмов ее формирования и воздействия на человека [45], в литературе нередко встречается как объединение данных понятий, так и их рассмотрение по отдельности в контексте обсуждения соотношения человека и его профессиональной деятельности. В связи с этим в рамках данной работы мы рассматриваем именно современный взгляд на определение как социальной, так и профессиональной идентичности, акцентирующий актуальные тенденции, которые необходимо учитывать в любом контексте обсуждения профессиональной сферы жизни человека. Кроме того, в последнее время появилось много работ, которые исследуют феномен идентичности с разных позиций. Прежде всего речь идет о профессиональной идентичности и о ее сущности. Есть подходы, в которых авторы однозначно относят профессиональную идентичность к социальной идентичности. Есть подходы, где профессиональная идентичность рассматривается как отдельный от социальной идентичности конструкт. Именно поэтому нам представляется важным предпринять попытку проследить изменение взглядов на определение и соотношение феноменов социальной и профессиональной идентичности за последнее время.

Список литературы

1. 36. Linking undergraduate professional identity development in engineering to major embeddedness and persistence / S. D. Burleson, D. A. Major, X. Hu, K. J. Shryock // Journal of Vocational Behavior. — 2021. — Vol. 128. — 103590. — DOI: 10.1016/j.jvb.2021
2. 25. Calling, character strengths, career identity, and job burnout in young Chinese university teachers : A chain-mediating model / L. Lian, H. Guo, Q. Wang [et al.] // Children and Youth Services Review. — 2021. — Vol. 120. — 105776. — DOI: 10.1016/ j.ch
3. 26. Caza, B. B. The construction of professional identity / B. B. Caza, S. Creary // Perspectives on contemporary professional work. — Cheltenham, 2016. — P. 259–285. — DOI: 10.4337/9781783475582.00022
4. 27. Constructing career through narrative and context : An interpretive perspective // Interpreting career : Hermeneutical studies of lives in context / ed. by A. Collin, R. A. Young. — Westport, 1992. — P. 1–12.
5. 28. Cruess, S. R. Supporting the development of a professional identity: general principles / S. R. Cruess, R. L. Cruess, Y. Steinert // Medical Teacher. — 2019. — Vol. 41, № 6. — P. 641–649. — DOI: 10.1080/0142159X.2018.1536260
6. 29. Cullinan, M. E. Emerging professional identity in patient hand-off routines : A practical application of performative face theory / M. E. Cullinan, R. Purtell, H. E. Canary // Health Communication. — 2022. — Vol. 37, № 5. — P. 577–585. — DOI: 10.1080/
7. 30. Different hats, different obligations : Plural occupational identities and situated moral judgments / L. Leavitt, S. J. Reynolds, C. M. Barnes, P. Schilpzand // Academy of Management Journal. — 2012. — Vol. 55, № 6. — P. 1316–1333. — DOI: 10.5465/amj.
8. 31. Dore, R. Self-concert and interests related to job satisfaction of managers / R. Dore, M. Meachum // Personnel Psychology. — 1983. — Vol. 26. — P. 49–59.
9. 32. Edwards, H. The relationship between professional identity and burnout among occupational therapists / H. Edwards, D. Dirette // Occupational therapy in health care. — 2010. — Vol. 24, № 2. — P. 119–129. — DOI: 10.3109/07380570903329610
10. 33. Gregory, P. Professional identity formation : The experience of regulated pharmacy technicians in Ontario / P. Gregory, Z. Austin // Canadian Pharmacists Journal/Revue des Pharmaciens du Canada. — 2020. — Vol. 153, № 1. — P. 46–51.
11. 34. Hughes, E. C. Men and their work / E. C. Hughes. — Glencoe : The Free Press, 1958. — 184 p.
12. 35. Li, B. Understanding beginning teachers’ professional identity changes through job demands-resources theory / B. Li, Z. Li, M. Fu // Acta Psychologica. — 2022. — Vol. 230. — 103760. — DOI: 10.1016/j.actpsy.2022.103760
13. 24. Burke, P. J. An identity theory approach to commitment / P. J. Burke, D. C. Reitzes // Social Psychology Quarterly. — 1991. — Vol. 54, № 3. — P. 239–251. — DOI: 10.2307/2786653
14. 37. Quality of work life and work engagement among nurses with standardised training : The mediating role of burnout and career identity / B. Sun, L. Fu, C. Yan [et al.] // Nurse Education in Practice. — 2022. — Vol. 58. — 103276. — DOI: 10.1016/j.nepr.20
15. 38. Siebert, D. C. The caregiver role identity scale : A validation study / D. C. Siebert, C. F. Siebert // Research on Social Work Practice. — 2005. — Vol. 15, № 3. — P. 204–212.
16. 39. Social identity switching : How effective is it? / A. K. Zinn, A. Lavric, M. Levine, M. Koschate // Journal of Experimental Social Psychology. — 2022. — Vol. 101, № 5. — 104309. — DOI: 10.1016/j.jesp.2022.104309
17. 40. Stryker, S. The interplay of affect and identity : Exploring the relationships of social structure, social interaction, self, and emotion / S. Stryker. — Chicago : American Sociological Association, 1987. — DOI: 10.2307/2786893
18. 41. Suslova, O. V. Interpreter professional identity construction in Higher Education / O. V. Suslova // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. — 2018. — Vol. 39. — P. 231–235.
19. 42. Tajfel, H. Cognitive aspects of prejudice / H. Tajfel // Journal of Biosocial Science. — 1969. — Vol. 1, № S1. — P. 173–191. — DOI: 10.1017/S0021932000023336
20. 43. Tajfel, H. Social categorization, English manuscript of “La catégorization sociale” / H. Tajfel // Introduction à la psychologie sociale. — Paris, 1972. — Vol. 1. — P. 272–302.
21. 44. The effect of medical staff’s professional identity on psychological stress during public health emergencies : The role of intolerance of uncertainty and adversity appraisal / J. Li, W. Zheng, L. Liu, S. Li // Acta Psychologica. — 2022. — Vol. 227. —
22. 45. Van Maanen, J. Occupational Communities : Control in culture in organizations / J. Van Mananen, S. Barley // Research in Organizational Behavior. — 1984. — Vol. 6. — P. 287–365.
23. 46. Waterman, A. S. Identity development from adolescence to adulthood : An extension of theory and a review of research / A. S. Waterman // Developmental Psychology. — 1982. — Vol. 18, № 3. — P. 341–358. — DOI: 10.1037/0012-1649.18.3.341
24. 13. Ковалева, А. И. Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации / А. И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. — 2019. — № 4. — С. 89–103.
25. 2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. — 5-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 363 с. — URL: <a href="https://e.lanbook.com/book/68756" target="_blank">https://e.lanbook.com/book/68756</a> (дата обращения: 24.07.2023).
26. 3. Бурлаченко, Л. С. Современные направления исследований профессиональной идентичности / Л. С. Бурлаченко // Гуманизация образования. — 2020. — №1. — С. 47–60.
27. 4. Быков, С. А. Применение педагогических инструментов формирования профессиональной идентичности: на примере студентов-первокурсников отраслевых вузов / С. А. Быков, Н. А. Волкова, Н. П. Медяник // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 12.
28. 5. Губарь, С. А. Утрата профессиональной идентичности преподавателя вуза / С. А. Губарь // Образование и право. — 2020. — № 4. — С. 344–348.
29. 6. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. — Москва : Педагогика, 1991. — 368 с.
30. 7. Заковоротная, М. В. Профессиональная идентичность как ключевой аспект современной социальной идентичности / М. В. Заковоротная // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция,
31. 8. Иванова, Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / Иванова Наталья Львовна. — Ярославль, 2003. — 408 с.
32. 9. Иванова, Н. Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности / Н. Л. Иванова // Психология : журнал Высшей школы экономики. — 2006. — Т. 3, № 4. — С. 14–38.
33. 10. Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии. — 2008. — № 1. — С. 89–100.
34. 11. Иванова, Н. Л. Проблема социальной идентичности в исследовании организаций: основные подходы / Н. Л. Иванова, М. Томас // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2010. — № 3. — С. 89–102.
35. 12. Климов, Е. А. Психология профессионала : избр. психол. тр. / Е. А. Климов ; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. — Москва : РГБ, 2008. — EDN: QXTTKR
36. 1. Андреева, Г. Презентации идентичности в контексте взаимодействия / Г. Андреева // Психологические исследования. — 2012. — Т. 5, № 26. — DOI: 10.54359/ ps.v5i26.731
37. 14. Кочнева, Е. М. Кризис профессиональной идентичности молодых специалистов / Е. М. Кочнева, М. М. Блохина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т. 8, № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-professionalnoy-identichnostimolodyh-sp" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-professionalnoy-identichnostimolodyh-sp</a>
38. 15. Кучеренко, С. В. Категориальный анализ понятия «профессиональная идентичность» / С. В. Кучеренко // Гуманитарные науки. — 2021. — № 1 (53). — С. 127–132.
39. 16. Перинская, Н. А. Профессиональная идентичность / Н. А. Перинская // Знание. Понимание. Умение. — 2018. — № 2. — С. 209–211.
40. 17. Салихов, Г. Г. Проблема идентичности в условиях глобализации / Г. Г. Салихов // Век глобализации. — 2011. — № 1 (7). — URL: <a href="https://www.socionauki.ru/journal/" target="_blank">https://www.socionauki.ru/journal/</a> articles/132583/ (дата обращения: 24.07.2023).
41. 18. Сапожникова, Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания / Р. Б. Сапожникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2005. — № 1. — С. 13–17.
42. 19. Чарина, Е. В. Проблема изучения профессиональной идентичности в современных условиях / Е. В. Чарина // Научные исследования и инновации. — 2021. — № 4. — С. 421–428.
43. 20. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность / Л. Б. Шнейдер. — Москва : Московский открытый социальный университет, 2001. — 272 с. — EDN: SXONER
44. 21. Шнейдер, Л. Б. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности / Л. Б. Шнейдер, В. В. Хрусталева // Вестник РМАТ. — 2014. — № 3. — С. 83–96.
45. 22. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон ; пер. с англ. и науч. ред. А.А.Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Летний сад, 2000. — 416 с.
46. 23. Allert, V. Social identity based motivation to engage in collective action supporting the redistribution of street space / V. Allert, G. Reese // Transportation Research Part F : Traffic Psychology and Behaviour. — 2023. — Vol. 94. — P. 9–24. — DOI: 1

Остальные статьи