Социальная и профессиональная идентичность личности в психологических исследованиях: проблема соотношения
Аннотация
В статье приведен обзор современных исследований по теме соотношения категорий социальной и профессиональной идентичности личности — актуальной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Определены ключевые направления исследования феномена социальной идентичности. В ходе анализа определяется категория профессиональной идентичности как одного из основных элементов социальной идентичности личности. Отражены перспективные направления дальнейшего изучения феномена.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2023 |
Страницы | 216-230 |
УДК | 316.6 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_3_216 |
В последнее время тема соотношения человека, профессии и организации не просто востребована и актуальна, а приобретает дополнительную значимость в связи с изменениями в современном окружающем человека мире, привлекая внимание все большего количества исследователей. Феномен идентичности человека занимает особое место в структуре психологических исследований и является одной из наиболее распространенных и важных для исследователей категорий в психологии в различных областях современной науки. Такое положение дел объясняется его фундаментальным значением для исследования человека и его отношений с окружающими людьми или группами людей. В настоящее время изучение феномена идентичности становится еще более значимым не только с точки зрения современной науки, но и с точки зрения общества в целом. Человек постоянно сталкивается с вопросами самоопределения по отношению к различным социальным группам и сообществам. При этом важно понимать, что роль организации в процессе самоопределения также возрастает. Невозможно изучать человека в разных психологических категориях и значениях без обращения к категории идентичности. Кроме того, изменения окружающей человека действительности вызывают необходимость пересмотра и определения феномена идентичности. Отмечается, что данный феномен не просто помогает человеку найти ответ на вопрос «кто Я?», он способствует формированию принадлежности человека к разным сообществам на работе в рамках организации или предприятия и за их пределами [11].
Идентичность представляет собой сложный психологический феномен, который впервые появился в работах американского психолога У. Джеймса [6] в виде понятия «Я-концепция». Первые, наиболее узнаваемые сегодня значения категории идентичности сформулированы в западных философских учениях Дж. Локка и Д. Юма в контексте популярной идеи процесса индивидуализации [18]. Об идентичности как психологическом феномене говорится и в работах Э. Эриксона [22]. Он рассматривал идентичность как процесс, зарождающийся и проявляющийся между человеком и той культурой, к которой человек ощущает свою принадлежность. Можно сказать, что идентичность — это определенная степень соответствия между человеком и культурой. В то же время идентичность описывается как результат осознания своей принадлежности к социальной группе с помощью противопоставления существованию других групп [18].
Социальная идентичность человека связана с его взаимодействием с людьми или группами. Одними из первых авторов, исследовавшими социальную идентичность, стали А. Тэшфел и Дж. Тернер, которые создали теорию социальной идентичности и самокатегоризации в 1970-х гг. в Великобритании. Работа А. Тэшфела [42] была основана на его раннем исследовании категоризации и социальной перцепции. В основе теории социальной идентичности лежит данное Тэшфелом определение социальной идентичности как знания индивида о принадлежности к определенной социальной группе или группам вместе с эмоциональным и ценностным значением группового членства [43]. Одно из наиболее полных определений социальной идентичности, данное А. Тэшфелом, в дальнейшем было уточнено Г. М. Андреевой [1; 2], определившей понятие как часть Я-концепции человека, которая возникает из осознания своей принадлежности к социальной группе или группам, ценностного и эмоционального значения, придаваемого этому членству. Л. Б. Шнейдер [21] дает свое толкование социальной идентичности. Отмечается, что социальная идентичность является психологической категорией, которая отражает осознание человеком своей принадлежности к социальной страте и определенному социальному сообществу.
Феномен социальной идентичности становится для исследователей [29; 32] в последнее время одним из наиболее значимых и актуальных. Вместе с тем многие ученые обращают особое внимание на категорию профессиональной идентичности — важнейшего когнитивного механизма, который оказывает влияние на отношения сотрудников и их поведение [26]. Именно невозможность разделить человека и профессиональную деятельность, с выбором и реализацией которой каждый сталкивается в течение жизни, определяет одну из центральных ролей профессиональной идентичности человека в структуре его идентичности. В связи с этим в ряде работ, исследующих социальную идентичность или ее виды (например, профессиональную идентичность), она рассматривается в контексте профессиональной деятельности человека и соотношения человека и организации. Хотя в некоторых исследованиях и отмечается, что профессиональная идентичность является видом социальной идентичности из-за схожих механизмов ее формирования и воздействия на человека [45], в литературе нередко встречается как объединение данных понятий, так и их рассмотрение по отдельности в контексте обсуждения соотношения человека и его профессиональной деятельности. В связи с этим в рамках данной работы мы рассматриваем именно современный взгляд на определение как социальной, так и профессиональной идентичности, акцентирующий актуальные тенденции, которые необходимо учитывать в любом контексте обсуждения профессиональной сферы жизни человека. Кроме того, в последнее время появилось много работ, которые исследуют феномен идентичности с разных позиций. Прежде всего речь идет о профессиональной идентичности и о ее сущности. Есть подходы, в которых авторы однозначно относят профессиональную идентичность к социальной идентичности. Есть подходы, где профессиональная идентичность рассматривается как отдельный от социальной идентичности конструкт. Именно поэтому нам представляется важным предпринять попытку проследить изменение взглядов на определение и соотношение феноменов социальной и профессиональной идентичности за последнее время.