Современное образование призвано не столько дать человеку набор готовых знаний, социальных сценариев и базиса для освоения определенной профессии, сколько обеспечить условия для личностного роста обучающихся, характеризующегося позитивными отношениями с другими, автономией, целенаправленностью жизни, самопринятием. Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что психологическое благополучие обучающихся опосредовано влиянием факторов разного уровня и содержания. При этом особое внимание уделяется средовым факторам и, в частности, типу образовательной среды. На основе исследования, в котором приняли участие обучающиеся, педагоги, администрация и родители двенадцати образовательных организаций, было выявлено, что тип образовательной среды обусловливает особенности психологического благополучия подростков, характеризующегося преобладающим настроением, удовлетворенностью самим собой и отношением к себе, удовлетворенностью отношениями со сверстниками, учителями и школьной жизнью.