Дата публикации: 01.01.2024

Психологические факторы благополучия студентов в условиях обучения

Аннотация

Успешность обучения студентов в университете зависит от психологического благополучия студентов, концепция которого недостаточно изучена. Цель работы состояла в изучении взаимосвязи психологических факторов благополучия студентов 1–2-го курса вуза на основе применения тестов: Шкалы психологического благополучия К. Рифф; Теста смысложизненных ориентаций; Теста жизнестойкости; Опросника толерантности к неопределенности. Установлены значимые взаимосвязи показателей тестирования: между личностным благополучием студентов и факторами смысложизненных ориентаций, жизнестойкости, контроля, наличия жизненных целей и осмысленности. Студенты с высоким благополучием проявили большую жизнестойкость и позитивное отношение к окружающим и себе, положительно отнеслись к выполнению сложных задач. Предложен новый подход к рассмотрению психологического благополучия в виде благожелательного отношения в жизни.




Введение

Интенсивное развитие общества требует от современного человека высокого уровня личностного и профессионального потенциала, что часто делает достижение личного благополучия сложным. Университетский период жизни студентов можно считать источником стресса, так как в этот период молодые люди сталкиваются с проблемами адаптации к новому формату обучения [11]. Перед ними стоят социальные и возрастные вызовы: сепарация от родителей, начало трудовой деятельности и совмещение её с учебной, построение романтических отношений, стратегическое планирование жизни, осознание своего «образа Я» и «Я-концепции», овладение новыми информационными технологиями, которые быстро появляются и развиваются в современном мире [7; 15; 23; 24].

По результатам мониторинга, инициированного Российской академией образования [9], самыми частыми трудными жизненными ситуациями у студентов в условиях обучения являются: нарушение сна — 75 %, дефицит свободного времени — 77 %, неспособность сохранять эмоциональную устойчивость — 78 %, высокая академическая загруженность — 79 %, тревога по вопросам успеваемости и страх неудачи на экзамене — 81 %. В докладе С. К. Нартовой-Бочаровой на заседании бюро Отделения психологии и возрастной физиологии отмечалось, что на основании результатов исследований выделены наиболее уязвимые группы студентов — это обучающиеся женского пола, студенты бакалавриата и студенты, сменившие для обучения место жительства.

Актуальность исследования психологических факторов, способствующих благополучию студентов, обусловлена необходимостью повышения эффективности высшего образования и создания благоприятной образовательной среды, поскольку понимание психологических аспектов, влияющих на благополучие студентов, позволяет нам адаптировать образовательные программы и методы к образовательным потребностям студентов. Это может привести к более эффективному обучению и развитию учащихся.

Знание того, какие психологические факторы способствуют благополучию студентов, позволяет создавать поддерживающую и стимулирующую образовательную среду, а выявление этих факторов поможет студентам справиться с трудными ситуациями в жизни, что, в свою очередь, снижает риски возникновения проблем с психическим здоровьем студентов.

Список литературы

1. Dhanabhakyam M. Psychological Wellbeing: a Systematic Literature Review / M. Dhanabhakyam, M. Sarath // International Journal of Advanced Research in Science, Communication and Technology. — 2023. — Vol. 3, No. 1. — P. 603–607.
2. Yavuz H. Stress Coping Strategies of University Students / H. Yavuz // Cypriot Journal of Educational Sciences. — 2020. — Vol. 15. — P. 1202–1217. — DOI: 10.18844/cjes. v15i5.5171
3. Stressors and Resources Related to Academic Studies and Improvements Suggested by Medical Students: a Qualitative Study / J. Weber, S. Skodda, T. Muth [et al.] // BMC Medical Education. — 2019. — Vol. 19, No. 1. — P. 312. — DOI: 10.1186/s12909-019-174
4. Seligman M. E. Р. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life with a New Preface / M. E. Р. Seligman. — New York : a Division of Random House, 2006. — 337 p.
5. Ryff C. D. Psychological Well-Being Revisited: Advances in the Science and Practice of Eudaimonia / C. D. Ryff // Psychotherapy and Psychosomatics. —2014. — Vol. 83. — Р. 10–28. — DOI: 10.1159/000353263
6. Ryff C. D. Psychological Well-Being: Meaning, Measurement, and Implications for Psychotherapy Research / C. D. Ryff, В. Singer // Psychotherapy and Psychosomatics. — 1996. — Vol. 65, No. 1. — Р. 14–23.
7. Ryff C. D. Positive Health: Connecting Wellbeing with Biology / C. D. Ryff, B. H. Singer, G. D. Love // Philosophical Transactions of the Royal Society. — 2004. — Vol. 359. — P. 1383–1394.
8. New measures of well-being: Flourishing and positive and negative feelings / E. Diener, D. Wirtz, C. Kim-Prieto [et al.] // Social Indicators Research. — 2009. — Vol. 97, No. 2. — P. 143–156.
9. Keyes C. L. M. Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions / C. L. M. Keyes, D. Shmotkin, C. D. Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. — 2002. — Vol. 82, No. 6. — Р. 1007–1022.
10. Epskamp S. A Tutorial on Regularized Partial Correlation Networks / S. Epskamp, E. I. Fried // Psychological Methods. — 2018. — Vol. 23, No. 4. — P. 617–634. — DOI: 10.1037/ met0000167
11. Differential Determination of Perceived Stress in Medical Students and High-School Graduates Due to Private and Training-Related Stressors / R. Erschens, A. Herrmann-Wer229 ner, K. E. Keifenheim [et al.] // PLoS One. — 2018. — Vol. 13, No. 1. — DOI: 1
12. Diener E. Subjective wellbeing: The Science of Happiness and a Proposal for a National Index / E. Diener // American Psychologist. — 2000. — Vol. 55. — P. 34–43.
13. Артеменков С. Л. Аспекты моделирования и особые свойства сложных систем / С. Л. Артеменков // Моделирование и анализ данных. — 2016. — № 1. — С. 47–59. — DOI: 10.17759/mda.04
14. Characteristics of Academic Adaptation and Subjective Well-Being in University Students with Chronic Diseases / R. M. Shamionov, M. V. Grigoryeva, E. S. Grinina [et al.] // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. — 2020.
15. Cañero M. La inteligencia emocional y la empatía como factores predictors del bienestar subjetivo en estudiantes universitarios [Emotional intelligence and empathy as predictors of subjective well-being in university students] / M. Cañero, E. Mónaco,
16. Campos V. Doing Good with Words: The Virtue of Benevolent Persuasiveness / V. Campos // Episteme. — 2023. — P. 1–21. — DOI: 10.1017/epi.2023.29
17. Российская академия образования : официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://rao.rusacademedu.ru/news/в-рао-обсудили-вопросы-обеспечения-пс/" target="_blank">https://rao.rusacademedu.ru/news/в-рао-обсудили-вопросы-обеспечения-пс/</a> (дата обращения: 20.01.2024).
18. Плотин. Шестая Эннеада : книга 3 / Плотин. — Санкт-Петербург : Издательский проект «Квадривиум», 2021. — 336 с.
19. Персиянцева С. В. Психологическое благополучие и ценностные ориентации в структуре личностного потенциала российской молодежи / С. В. Персиянцева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании / под ред. С. А. Безгодова. — Санкт-Пет
20. Персиянцева С. В. Исследование связи личностного ресурса и психологического благополучия студентов на начальном этапе обучения в вузе / С. В. Персиянцева, С. Л. Артеменков // Моделирование и анализ данных. — 2023. — Т. 13, № 4. — C. 23–44. — DOI: 10.17
21. Леонтьев Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля / Д. А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2020. — № 1. — С. 14–37.
22. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18–22.
23. Артеменков С. Л. Упорядоченные сети частных корреляций в психологических исследованиях / С. Л. Артеменков // Моделирование и анализ данных. — 2021. — № 2. — С. 31–50. — DOI: 10.17759/mda.2021110202
24. Артеменков С. Л. Проблемы построения и анализа упорядоченных сетей частных корреляций в психологических исследованиях / С. Л. Артеменков // Моделирование и анализ данных. — 2021. — № 3. — С. 36–56. — DOI: 10.17759/mda.2021110303

Остальные статьи