Дата публикации: 01.10.2023

Отношение к неопределенности современных школьников и студентов

Аннотация

Изучение психологического состояния современного транзитивного общества требует уточнения отношения к неопределенности обучающихся. В исследовании определялась выраженность ряда аспектов отношения к неопределенности: толерантности и интолерантности к неопределенности, принятия риска, диспозиционного оптимизма (в отношении к будущему) и удовлетворенности жизнью в настоящем. В нем приняли участие подростки, обучающиеся в 8-м классе (14 лет, 80 человек), старшеклассники, заканчивающие 11-й класс (17 лет, 80 человек), студенты, обучающиеся на 2–3-х курсах вуза (20 лет, 77 человек). Использовались шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности опросника С. Баднера, шкала принятия риска Теста жизнестойкости Д. А. Леонтьева, Тест диспозиционного оптимизма М. Шейера, Ч. Карвера и М. Бриджеса, Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера. Показано, что толерантность и интолерантность к неопределенности у обучающихся разного возраста и на разных ступенях образования выражены практически в равной (средней) степени. Наиболее сильным звеном в положительном отношении к неопределенности является принятие риска, наиболее слабым— диспозиционный оптимизм. Наиболее высокие показатели отношения к неопределенности зафиксированы у студентов.




Введение

Неопределенные ситуации возникают постоянно, и с ними сталкивается любой человек в любое время. Более того, «неопределенность задач, перед которыми объективно поставлена любая живая система, является сущностным свойством мира» [11, с. 126]. Неопределенной становится ситуация новая, при восприятии которой трудно опираться на прошлый опыт, ситуация сложная, включающая в себя много стимулов (в том числе противоречивых), или недостаточно структурированная, или фрагментарная, или изменчивая [7]. Неопределенные ситуации касаются повседневной окружающей среды, взаимодействия с другими людьми, учебной, профессиональной деятельности и других ее видов, конкретных решаемых человеком задач.

В то же время существуют исторические периоды, для которых неопределенность особенно характерна. В настоящее время неопределенность рассматривается как характеристика развития общества. Современное общество принято называть транзитивным, поскольку ему свойственны быстрая изменчивость окружающей действительности, множественность социокультурных контекстов и неопределенность. Неопределенность в современном обществе связывают с социальными изменениями, перешедшими точку бифуркации, с дестабилизацией, глобализацией, высокой мобильностью и креолизацией населения, с множественной реальностью (в том числе виртуальной). Дестабилизация усиливается из-за полярности картин мира, которые складываются в разных социальных группах, трансформации ценностей и ценностных диссонансов [8; 9; 18].

Неопределенность в современном обществе, кроме объективного, имеет субъективный аспект: восприятие и переживание человеком неподконтрольности ситуации, когнитивную оценку возможных вариантов разрешения проблемы, выбор одного из них и совладание с неопределенной ситуацией. «Жесткая кризисная» транзитивность как особый острый период вызывает шоковые переживания, «мягкая текучая» транзитивность как период длительный и не позволяющий предвидеть окончание этого процесса в ближайшем будущем приводит к усталости и стремлению к стабильности [18].

Говоря об «изменяющейся личности в изменяющемся мире» (А. Г. Асмолов), судят о дифференциации людей — готовых осваивать неопределенный, сложный и изменчивый мир и склонных к избеганию неопределенности и упрощению реальности. Для одних в большей степени характерны адаптация — направленность на выполнение требований среды, поддержание стабильности (в том числе следование традициям, сложившимся в обществе, социальным установкам и др.), создание образа будущего с опорой на прошлый опыт, логику развития предыдущих событий. Для других — «преадаптация» (А. Г. Асмолов), то есть способность к приспособлению к еще не существующим, но возможным формам взаимодействия со средой, базирующаяся не на предыдущем опыте, а на имеющемся разнообразии [2; 11].

Список литературы

1. 26. Andronnikova, O. O. On the relationship between uncertainty tolerance and hardiness in adolescents / O. O. Andronnikova // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. — 2021. — Vol. 14, № 3. — Р. 320–326. — <a href="https://doi.org/" target="_blank">https://doi.org/</a>
2. 18. Марцинковская, Т. Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития / Т. Д. Марцинковская // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27, № 3. — С. 77–96. — DOI: 10.17759/ cpp.2019270306
3. 19. Марцинковская, Т. Д. Новая методология исследования транзитивности жизненного пространства изменяющейся личности / Т. Д. Марцинковская // Новые психологические исследования. — 2021. — № 2. — С. 31–45. — DOI: 10.51217/ npsyresearch_2021_01_02_02
4. 20. Марцинковская, Т. Д. Переживание кризиса транзитивности в реальном и виртуальном пространствах: личностный и социальный контекст / Т. Д. Марцинковская // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. — 2022. — № 4. — С. 30–40. — DOI: 10.28
5. 21. Осин, Е. Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. — 2020. — № 1
6. 22. Подымов, Н. А. Готовность личности к деятельности в ситуациях неопределенности / Н. А. Подымов // Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований : матер. методол. семинара / под ред. Е. Ю. Бекасо
7. 23. Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России / Т. А. Нестик, А. В. Селезнева, Е. Б. Шестопал, А. В. Юревич // Вопросы психологии. — 2021. — Т. 67, № 5. — С. 3–14.
8. 24. Социальная возрастная психология / Н. Н. Толстых, И. Ю. Кулагина, Е. В. Апасова [и др.]. — Москва : Академический проект, 2019. — 345 с.
9. 25.Шинина, Т. В. Подростки и пандемия: профиль самостоятельности / Т. В. Шинина, И. Г. Морозова // Психологические исследования. — 2021. — Т. 14, № 80. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/111" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/111</a> (дата обращения: 27.09.2023).
10. 17. Маркина, О. С. Взаимосвязь восприятия эмоционально значимых событий своей жизни и базисных убеждений личности студенческой молодежью в период транзитивных изменений / О. С. Маркина, С. В. Молчанов // Психолого-педагогические исследования. — 2023. — Т.
11. 27. Freelin, B. Uncertain adolescent educational expectations and college matriculation in the wake of the great recession / B. Freelin, J. Staff // Sociological Quarterly. — 2021. — Vol. 62, № 4. — Р. 734–762. — DOI: 10.1080/00380253.2020.1816862
12. 28. Hitsuwari, J. Developing and Validating a Japanese Version of the Multidimensional Attitude toward Ambiguity Scale (MAAS) / J. Hitsuwari, M. Nomura // Psychology. — 2021. — Vol. 12, № 4. — Р. 477–497. — <a href="https://doi.org/10.4236/psych.2021.124030" target="_blank">https://doi.org/10.4236/psych.2021.124030</a>
13. 29. Lauriola, M. Intolerance of Uncertainty and Emotional Processing in Adolescence : Separating Between-Person Stability and Within-Person Change / M. Lauriola, S. Iannattone, G. Bottesi // Research on Child and Adolescent Psychopathology. — 2023. —Vol.
14. 30. Reis-Dennis, S. Tolerance for Uncertainty and Professional Development: a Normative Analysis / S. Reis-Dennis, М. Gerrity, G. Geller // Journal of General Internal Medicine. — 2021. — Vol. 36, № 8. — DOI: 10.1007/s11606-020-06538-y
15. 31. Shu, J. Trait Intolerance of Uncertainty is Associated with Decreased Reappraisal Capacity and Increased Suppression Tendency / J. Shu, K. Ochsner, E. Phelps // Affective Science. — 2022. — Vol. 3. — Р. 528–538. — DOI: 10.1007/s42761-022-00115-8
16. 32. Sun, R. Beliefs in the Future as a Positive Youth Development Construct : A Conceptual Review / R. Sun, D. Shek // The Scientific World Journal. — 2012. — Vol. 2012, № 4. — Р. 1–8. — DOI: 10.1100/2012/527038
17. 33. Zirenko, M. S. Tolerance of Uncertainty and Emotional Intelligence аs Predictors of Empathy / M. S. Zirenko, Y. V. Krasavtseva // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. — 2021. — Vol. 119. — Р. 662–668. — <a href="https://doi.org/10.15405/" target="_blank">https://doi.org/10.15405/</a> ep
18. 1. Андреева, А. Д. Образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа / А. Д. Андреева // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Т. 14, № 2. — C. 3–18. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140201
19. 16. Леонтьев, Д. А. К психологии возможного: антропологический, детерминистский, аксиологический и экзистенциальный контексты / Д. А. Леонтьев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. — 2022. — Т. 12, вып. 2. — С. 111–121. — <a href="https://doi.o" target="_blank">https://doi.o</a>
20. 15. Леонтьев, Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности / Д. А. Леонтьев // Психологические исследования. — 2015. — Т. 8, № 40. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/555" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/555</a> (дата обращения: 27.09.2023).
21. 14. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — Москва : Смысл, 2006. — 63 с.
22. 13. Лазюк, И. В. Исследование толерантности к неопределенности у студентов / И. В. Лазюк // Reflexio. — 2020. — Т. 13, № 1. — С. 21–31. — DOI: 10.25205/2658-45062020-13-1-21-31
23. 12. Корнилова, Т. В. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера / Т. В. Корнилова, М. А. Чумакова // Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. — С. 92–110.
24. 11. Знаков, В. В. Теоретические основания психологии возможного / В. В. Знаков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. — 2022. — Т. 12, вып. 2. — С. 122–131. — <a href="https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.202" target="_blank">https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.202</a>
25. 10. Зиренко, М. С. Толерантность к неопределенности, интеллект и личностные черты: кросс-культурное исследование российских и американских студентов / М. С. Зиренко, Т. В. Корнилова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: П
26. 9. Гусельцева, М. С. Ценности как фактор устойчивости личности в транзитивном обществе / М. С. Гусельцева // Практическая психология образования ХХI века : сб. науч. ст. и матер. XVIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Р. В. Ершов
27. 8. Гусельцева, М. С. Человек и мир в ситуации изменений: трансдисциплинарный подход / М. С. Гусельцева // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. — 2022. — № 1. — С. 12–34.
28. 7. Гусев, А. И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала / А. И. Гусев // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — Москва, 2011. — С. 300–329.
29. 6. Горлова, Н. В. Толерантность к неопределенности как индивидуально-личностная предпосылка процесса самоопределения в подростковом возрасте, ранней и поздней юности / Н. В. Горлова // Психологические исследования. — 2020. — Т. 13, № 70. — URL: <a href="https://ps" target="_blank">https://ps</a>
30. 5. Гордеева, Т. О. Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-II / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Психология : журнал Высшей школы экономики. — 2021. — Т. 18, № 1. — С. 34–55. — DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-
31. 4. Братусь, Б. С. Психология и духовный опыт / Б. С. Братусь // Консультативная психология и психотерапия. — 2009. — № 3 (62). — С. 19–49.
32. 3. Белинская, Е. П. Идентичность личности в условиях социальных изменений : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.05 / Белинская Елена Павловна. — Москва, 2006. — 51 с.
33. 2. Асмолов, А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия / А. Г. Асмолов // Психологические исследования. — 2015. — Т. 8, № 40. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/550" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/550</a> (дата обращения: 28.09.2023).

Остальные статьи