Психологическое благополучие подростков в разных типах образовательных сред
Аннотация
Современное образование призвано не столько дать человеку набор готовых знаний, социальных сценариев и базиса для освоения определенной профессии, сколько обеспечить условия для личностного роста обучающихся, характеризующегося позитивными отношениями с другими, автономией, целенаправленностью жизни, самопринятием. Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что психологическое благополучие обучающихся опосредовано влиянием факторов разного уровня и содержания. При этом особое внимание уделяется средовым факторам и, в частности, типу образовательной среды. На основе исследования, в котором приняли участие обучающиеся, педагоги, администрация и родители двенадцати образовательных организаций, было выявлено, что тип образовательной среды обусловливает особенности психологического благополучия подростков, характеризующегося преобладающим настроением, удовлетворенностью самим собой и отношением к себе, удовлетворенностью отношениями со сверстниками, учителями и школьной жизнью.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 351-365 |
УДК | 159.922 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_351 |
Введение
В современное время политическое, экономическое и социальное положение создает различные риски как в целом для общества, так и для подрастающего поколения. Все эти риски безусловно ведут к ряду ситуаций, с которыми сталкиваются и взрослые, и дети (избыток информации, быстро меняющие требования и условия) и которые требуют проявления жизнестойкости, готовности к самосовершенствованию, развитой способности справляться с трудными ситуациями, проявления автономии. Все это сказывается на психологическом благополучии личности. В подростковом возрасте особо важна удовлетворенность отношениями с окружающими, школьной жизнью, самим собой.
В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» говорится о «благоприятных условиях воспитания и обучения, здоровьесберегающем режиме и применении методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранении и укреплении здоровья» обучающихся1.
Данный аспект нашел отражение и в методических рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», где уделяется внимание созданию благоприятных, комфортных условий для обучения и воспитания различных групп детей2.