Дата публикации: 01.07.2023

Психологическое благополучие подростков в разных типах образовательных сред

Аннотация

Современное образование призвано не столько дать человеку набор готовых знаний, социальных сценариев и базиса для освоения определенной профессии, сколько обеспечить условия для личностного роста обучающихся, характеризующегося позитивными отношениями с другими, автономией, целенаправленностью жизни, самопринятием. Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что психологическое благополучие обучающихся опосредовано влиянием факторов разного уровня и содержания. При этом особое внимание уделяется средовым факторам и, в частности, типу образовательной среды. На основе исследования, в котором приняли участие обучающиеся, педагоги, администрация и родители двенадцати образовательных организаций, было выявлено, что тип образовательной среды обусловливает особенности психологического благополучия подростков, характеризующегося преобладающим настроением, удовлетворенностью самим собой и отношением к себе, удовлетворенностью отношениями со сверстниками, учителями и школьной жизнью.




Введение

В современное время политическое, экономическое и социальное положение создает различные риски как в целом для общества, так и для подрастающего поколения. Все эти риски безусловно ведут к ряду ситуаций, с которыми сталкиваются и взрослые, и дети (избыток информации, быстро меняющие требования и условия) и которые требуют проявления жизнестойкости, готовности к самосовершенствованию, развитой способности справляться с трудными ситуациями, проявления автономии. Все это сказывается на психологическом благополучии личности. В подростковом возрасте особо важна удовлетворенность отношениями с окружающими, школьной жизнью, самим собой.

В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» говорится о «благоприятных условиях воспитания и обучения, здоровьесберегающем режиме и применении методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранении и укреплении здоровья» обучающихся1.

Данный аспект нашел отражение и в методических рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», где уделяется внимание созданию благоприятных, комфортных условий для обучения и воспитания различных групп детей2.

Список литературы

1. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика / Т. О. Арчакова, А. Н. Веракса, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 6. — С. 68–76. — DOI: 10.17759/ pse.2017220606
2. Yu Y.-C. Relationships among Affect, Hardiness and Self-Efficacy in First Aid Provision by Airline Cabin Crew / Y.-C. Yu, J.-C. Liang // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2021. — Vol. 18. — P. 2108. — DOI: 10.3390/ i
3. Well-being in Education Systems Conference Abstract Book / L. Castelli, J. Marcionetti, A. Plata, A. Ambrosetti (eds.). — Bern : Hogrefe, 2019. — 279 р.
4. Ryff C. D. Psychological Well-Being // J. E. Birren (ed.) Encyclopedia of Gerontology: Age, Aging, and the Aged. — San Diego, CA : Academic Press, 1996. — P. 365–369.
5. Suldo S. M., Hearon B.V., Shaunessy-Dedrick E. Examining gifted students’ mental health through the lens of positive psychology / In S. I. Pfeiffer, E. Shaunessy-Dedrick, M. Foley-Nicpon (Eds.) // APA Handbook of Giftedness and Talent. — Washington, D
6. Subjective Well-Being: Three Decades of Progress / E. Diener, E. M. Suh, R. E. Lucas, H. L. Smith // Psychological Bulletin. — 1999. — Vol. 125, No 2. — P. 276–302.
7. Maddi S. R. Hardiness and Mental Health / S.R. Maddi, D. M. Khoshaba // Journal of Personality Assessment. — 1994. — Vol. 63, No. 2. — P. 265–274.
8. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум / В. А. Ясвин. — Москва : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2020. — 145 с.
9. Умняшова И. Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников / И. Б. Умняшова // Вестник практической психологии образования. — 2019. — Т. 16, № 3. — С. 94–105. — DOI: 10.17759/bppe.2019160306
10. Виноградова И. А. Образ школы в представлениях учащихся / И. А. Виноградова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение» (Москва, 30–31 октября 2013 г.)
11. Поливанова К. Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников / К. Н. Поливанова // Культурно-историческая психология. — 2020. — Т. 16, № 4. — C. 26– 34. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/chp.2020160403" target="_blank">https://doi.org/10.17759/chp.2020160403</a>
12. Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость : автореф. дис. … канд. психол. наук / В. Р. Петросянц. — Санкт-Петербург, 2011. — 29 с.
13. Павленко К. В. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения / К. В. Павленко, А. А. Бочавер // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 6. — С. 51–62. — DOI: 10.17759/pse.2020250605
14. Кочергина К. Н. Индивидуальные и типологические особенности учащихся юношеского возраста с разным уровнем жизнестойкости / К. Н. Кочергина // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : материалы науч.-практ. конф. (Ярославль,
15. Канонир Т. Н. Лонгитюдное исследование субъективного благополучия в школе у учащихся младших классов / Т. Н. Канонир, А. А. Куликова, Е. А. Орел // Мониторинг. — 2020. — № 4 (158). — С. 461–479. — DOI: <a href="https://doi.org/10.14515/" target="_blank">https://doi.org/10.14515/</a> monitoring.2020.4.921
16. Ермолаева М. В. Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков / М. В. Ермолаева, О. В. Смирнова // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 1. — C. 51–62. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/" target="_blank">https://doi.org/10.17759/</a> pse.20202
17. Дубровина И. А. Психологическое благополучие школьников / И. А. Дубровина. — Москва : Юрайт, 2022. — 140 с.
18. Волкова Е. Н. Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков / Е. Н. Волкова, А. В. Микляева, В. В. Хороших // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 1. — C. 92–103. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/" target="_blank">https://doi.org/10.17759/</a> pse.202

Остальные статьи