Дата публикации: 01.07.2023

Психологическое благополучие подростков в разных типах образовательных сред

Аннотация

Современное образование призвано не столько дать человеку набор готовых знаний, социальных сценариев и базиса для освоения определенной профессии, сколько обеспечить условия для личностного роста обучающихся, характеризующегося позитивными отношениями с другими, автономией, целенаправленностью жизни, самопринятием. Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что психологическое благополучие обучающихся опосредовано влиянием факторов разного уровня и содержания. При этом особое внимание уделяется средовым факторам и, в частности, типу образовательной среды. На основе исследования, в котором приняли участие обучающиеся, педагоги, администрация и родители двенадцати образовательных организаций, было выявлено, что тип образовательной среды обусловливает особенности психологического благополучия подростков, характеризующегося преобладающим настроением, удовлетворенностью самим собой и отношением к себе, удовлетворенностью отношениями со сверстниками, учителями и школьной жизнью.




Введение

В современное время политическое, экономическое и социальное положение создает различные риски как в целом для общества, так и для подрастающего поколения. Все эти риски безусловно ведут к ряду ситуаций, с которыми сталкиваются и взрослые, и дети (избыток информации, быстро меняющие требования и условия) и которые требуют проявления жизнестойкости, готовности к самосовершенствованию, развитой способности справляться с трудными ситуациями, проявления автономии. Все это сказывается на психологическом благополучии личности. В подростковом возрасте особо важна удовлетворенность отношениями с окружающими, школьной жизнью, самим собой.

В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» говорится о «благоприятных условиях воспитания и обучения, здоровьесберегающем режиме и применении методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранении и укреплении здоровья» обучающихся1.

Данный аспект нашел отражение и в методических рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», где уделяется внимание созданию благоприятных, комфортных условий для обучения и воспитания различных групп детей2.

Список литературы

1. 18. Yu Y.-C. Relationships among Affect, Hardiness and Self-Efficacy in First Aid Provision by Airline Cabin Crew / Y.-C. Yu, J.-C. Liang // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2021. — Vol. 18. — P. 2108. — DOI: 10.3390/ i
2. 17. Well-being in Education Systems Conference Abstract Book / L. Castelli, J. Marcionetti, A. Plata, A. Ambrosetti (eds.). — Bern : Hogrefe, 2019. — 279 р.
3. 16. Ryff C. D. Psychological Well-Being // J. E. Birren (ed.) Encyclopedia of Gerontology: Age, Aging, and the Aged. — San Diego, CA : Academic Press, 1996. — P. 365–369.
4. 15. Suldo S. M., Hearon B.V., Shaunessy-Dedrick E. Examining gifted students’ mental health through the lens of positive psychology / In S. I. Pfeiffer, E. Shaunessy-Dedrick, M. Foley-Nicpon (Eds.) // APA Handbook of Giftedness and Talent. — Washington, D
5. 14. Subjective Well-Being: Three Decades of Progress / E. Diener, E. M. Suh, R. E. Lucas, H. L. Smith // Psychological Bulletin. — 1999. — Vol. 125, No 2. — P. 276–302.
6. 13. Maddi S. R. Hardiness and Mental Health / S.R. Maddi, D. M. Khoshaba // Journal of Personality Assessment. — 1994. — Vol. 63, No. 2. — P. 265–274.
7. Yasvin V. A. Shkol’noe sredovedenie i pedagogicheskoe sredotvorenie. Ekspertnoproektnyi praktikum / V. A. Yasvin. — Moskva : Blagotvoritel’nyi fond «Vklad v budushchee», 2020. — 145 s.
8. 12. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум / В. А. Ясвин. — Москва : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2020. — 145 с.
9. Umnyashova I. B. Analiz podkhodov k otsenke psikhologicheskogo blagopoluchiya shkol’nikov / I. B. Umnyashova // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. — 2019. — T. 16, № 3. — S. 94–105. — DOI: 10.17759/bppe.2019160306
10. 11. Умняшова И. Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников / И. Б. Умняшова // Вестник практической психологии образования. — 2019. — Т. 16, № 3. — С. 94–105. — DOI: 10.17759/bppe.2019160306
11. Sub'ektivnoe blagopoluchie u detei: instrumenty izmereniya i vozrastnaya dinamika / T. O. Archakova, A. N. Veraksa, O. Yu. Zotova, E. B. Perelygina // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2017. — T. 22, № 6. — S. 68–76. — DOI: 10.17759/ pse.201722060
12. 10. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика / Т. О. Арчакова, А. Н. Веракса, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 6. — С. 68–76. — DOI: 10.17759/ pse.2017220606
13. Polivanova K. N. Novyi obrazovatel’nyi diskurs: blagopoluchie shkol’nikov / K. N. Polivanova // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2020. — T. 16, № 4. — C. 26– 34. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/chp.2020160403" target="_blank">https://doi.org/10.17759/chp.2020160403</a>
14. 9. Поливанова К. Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников / К. Н. Поливанова // Культурно-историческая психология. — 2020. — Т. 16, № 4. — C. 26– 34. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/chp.2020160403" target="_blank">https://doi.org/10.17759/chp.2020160403</a>
15. Petrosyants V. R. Psikhologicheskaya kharakteristika starsheklassnikov, uchastnikov bullinga v obrazovatel’noi srede, i ikh zhiznestoikost’ : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / V. R. Petrosyants. — Sankt-Peterburg, 2011. — 29 s.
16. 8. Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость : автореф. дис. … канд. психол. наук / В. Р. Петросянц. — Санкт-Петербург, 2011. — 29 с.
17. Pavlenko K. V. Sub'ektivnoe blagopoluchie shkol’nikov v situatsii samoopredeleniya / K. V. Pavlenko, A. A. Bochaver // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2020. — T. 25, № 6. — S. 51–62. — DOI: 10.17759/pse.2020250605
18. 7. Павленко К. В. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения / К. В. Павленко, А. А. Бочавер // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 6. — С. 51–62. — DOI: 10.17759/pse.2020250605
19. Kochergina K. N. Individual’nye i tipologicheskie osobennosti uchashchikhsya yunosheskogo vozrasta s raznym urovnem zhiznestoikosti / K. N. Kochergina // Pedagogika i psikhologiya sovremennogo obrazovaniya: teoriya i praktika : materialy nauch.-prakt. kon
20. 6. Кочергина К. Н. Индивидуальные и типологические особенности учащихся юношеского возраста с разным уровнем жизнестойкости / К. Н. Кочергина // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : материалы науч.-практ. конф. (Ярославль,
21. Kanonir T. N. Longityudnoe issledovanie sub'ektivnogo blagopoluchiya v shkole u uchashchikhsya mladshikh klassov / T. N. Kanonir, A. A. Kulikova, E. A. Orel // Monitoring. — 2020. — № 4 (158). — S. 461–479. — DOI: <a href="https://doi.org/10.14515/" target="_blank">https://doi.org/10.14515/</a> monitoring.2020
22. 5. Канонир Т. Н. Лонгитюдное исследование субъективного благополучия в школе у учащихся младших классов / Т. Н. Канонир, А. А. Куликова, Е. А. Орел // Мониторинг. — 2020. — № 4 (158). — С. 461–479. — DOI: <a href="https://doi.org/10.14515/" target="_blank">https://doi.org/10.14515/</a> monitoring.2020.4.921
23. Ermolaeva M.V.Osobennosti roditel’skogo obshcheniya kak faktor psikhologicheskogo blagopoluchiya podrostkov / M. V. Ermolaeva, O. V. Smirnova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2020. — T. 25, № 1. — C. 51–62. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/" target="_blank">https://doi.org/10.17759/</a> pse
24. 4. Ермолаева М. В. Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков / М. В. Ермолаева, О. В. Смирнова // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 1. — C. 51–62. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/" target="_blank">https://doi.org/10.17759/</a> pse.20202
25. Dubrovina I. A. Psikhologicheskoe blagopoluchie shkol’nikov / I. A. Dubrovina. — Moskva : Yurait, 2022. — 140 s.
26. 3. Дубровина И. А. Психологическое благополучие школьников / И. А. Дубровина. — Москва : Юрайт, 2022. — 140 с.
27. Volkova E. N. Sub'ektivnye predposylki psikhologicheskogo blagopoluchiya odarennykh podrostkov / E. N. Volkova, A. V. Miklyaeva, V. V. Khoroshikh // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2022. — T. 27, № 1. — C. 92–103. — DOI: <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.1775
28. 2. Волкова Е. Н. Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков / Е. Н. Волкова, А. В. Микляева, В. В. Хороших // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 1. — C. 92–103. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/" target="_blank">https://doi.org/10.17759/</a> pse.202
29. Vinogradova I. A. Obraz shkoly v predstavleniyakh uchashchikhsya / I. A. Vinogradova // Sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Bezopasnost’ obrazovatel’noi sredy: psikhologicheskaya otsenka i soprovozhdenie» (Moskva, 30–31 ok
30. 1. Виноградова И. А. Образ школы в представлениях учащихся / И. А. Виноградова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение» (Москва, 30–31 октября 2013 г.)

Остальные статьи