Обращение автора к моральному учению Демокрита объясняется потребностью в извлечении значимых для современной теории и практики воспитания уроков воспитания добродетельного молодого человека. Педагогическая значимость «воспитывающей» морали Демокрита, по мысли автора, состоит прежде всего в том, что она предполагает возможность человека «черпать добро из себя», следуя естественному желанию быть счастливым. Одним из первых сказав, что человеку для достижения цели жизни (хорошего расположения духа) необходимы добродетели, Демокрит сформулировал ряд простых, то есть ясных для понимания любого человека, а потому педагогически эффективных, нравственных наставлений: «Не говори ничего плохого о другом и не делай ему ничего дурного»; «Не прячь свои постыдные поступки за добродетельными речами»; «Приучай себя к добродетельным делам и поступкам» и др. Принятие и исполнение молодыми людьми «простых» правил Демокрита позволит им подняться до понимания того, что ведущие к счастливой жизни добродетели делают людей человечными; счастливая жизнь — жизнь хорошая, дорожить которой — значит быть на стороне добра, освящающего жизнь сообща в современном мире, и в конечном счете будет способствовать формированию их нравственного сознания.