О том, как научиться «черпать добро из себя»: уроки «воспитывающей» морали Демокрита в современном аксиолого-педагогическом пространстве
Аннотация
Обращение автора к моральному учению Демокрита объясняется потребностью в извлечении значимых для современной теории и практики воспитания уроков воспитания добродетельного молодого человека. Педагогическая значимость «воспитывающей» морали Демокрита, по мысли автора, состоит прежде всего в том, что она предполагает возможность человека «черпать добро из себя», следуя естественному желанию быть счастливым. Одним из первых сказав, что человеку для достижения цели жизни (хорошего расположения духа) необходимы добродетели, Демокрит сформулировал ряд простых, то есть ясных для понимания любого человека, а потому педагогически эффективных, нравственных наставлений: «Не говори ничего плохого о другом и не делай ему ничего дурного»; «Не прячь свои постыдные поступки за добродетельными речами»; «Приучай себя к добродетельным делам и поступкам» и др. Принятие и исполнение молодыми людьми «простых» правил Демокрита позволит им подняться до понимания того, что ведущие к счастливой жизни добродетели делают людей человечными; счастливая жизнь — жизнь хорошая, дорожить которой — значит быть на стороне добра, освящающего жизнь сообща в современном мире, и в конечном счете будет способствовать формированию их нравственного сознания.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2024 |
Страницы | 59-75 |
УДК | 37.01:174 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_2_59 |
Человечество, издревле стремившееся к правде, совести, милосердию, справедливости и др., переживает в настоящее время экзистенциальный духовный кризис. Одной из причин кризиса является активная пропаганда «новых ценностей» (вроде свободы в выборе пола) на фоне девальвации «традиционных», то есть ценностей, образующих ядро морального мировоззрения и нравственного сознания. Как результат — неокрепшее моральное сознание молодых людей «не обращает внимания» на глумление над людьми, живущими в соответствии с нормами морали; на чудовищные преступления неонацистов, у которых вытравлена являющаяся «органом смысла» [23, с. 73] совесть, искоренена культура стыда, являющегося существенным признаком индивидуальной нравственности человека. Людям, совершавшим и совершающим чудовищные преступления против человечности, не известен получивший название золотого правила нравственности великий принцип морали: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой», а если и известен, то он ими не соблюдается.
Преградой на пути растления морального сознания молодежи, искоренения культуры стыда, «освобождения» человека от совести является воспитание добродетелей, обеспечивающих моральный иммунитет к бесчеловечности. «Добродетель человека, — пишет Андре Конт-Спонвиль, — есть то, что делает его человечным, вернее сказать, это его специфическая способность самоутверждаться в своей человечности (в нормативном смысле слова). Человечности никогда не бывает слишком много» [12, с. 8].
Над проблемой добродетели и воспитания добродетелей великие умы размышляют издревле. Размышлял на эту тему и основоположник атомистической теории, представитель механического материализма древности Демокрит. Обращаясь к истории этико-педагогических учений, мы извлекаем значимые для современной педагогической теории толкования понятий (добродетель и др.), а также полезные для современной практики воспитания нравственного учащегося уроки воспитания добродетельного молодого человека.
В данной статье мы обращаемся только к идеям Демокрита об этике, которая «довольно четко расчленяется на учение о высшей цели и учение о добродетелях как пути к ней» [3, с. 74]. Говоря современным научным языком, этика Демокрита является методологической основой его учения о добродетели, о воспитании добродетелей. Заметим, что до нас не дошли полные тексты сочинений, главными из которых, согласно Диогену Лаэртскому, являются «“Пифагор”, “О душевном расположении мудреца”, “О том, что в аиде”, “Тритогения” (это значит, что от богини родятся три вещи, в которых вся людская жизнь), “О достоинстве мужа, или О добродетели”, “Рог Амалфеи”, “О душевном благосостоянии”, “Этические записки”» [6, с. 346–347].
Г. К. Баммель, специализировавшийся на изучении философии Демокрита, указывает еще и такие его сочинения по этике: «О хорошем настроении», «О цели», «Изречения (“гномы”) Демокрита». Г. К. Баммель подчеркивает, что сочинение «О хорошем настроении», возможно, «носило двойственное название “О цели и о хорошем расположении духа”» [2, с. 337].