Дата публикации: 01.01.2024

Хронотопия внутренней позиции (опыт анализа внутренней позиции студентов с ограниченными возможностями здоровья)

Аннотация

В статье предложен новый подход к исследованию образовательной ситуации студентов с ОВЗ на основе представлений о хронотопе, предложенных М. М. Бахтиным и развитых в работах В. П. Зинченко. Хронотоп рассматривается как содержательная категория, обозначающая временное, пространственное и ценностно-смысловое единство, обусловливающее проявления личности в конкретной ситуации. Рассмотрены основные варианты внутренней позиции студентов с ОВЗ («инвалид-студент» и «студент-инвалид») и условия трансформации хронотопа их учебной ситуации, которая становится предпосылкой созидательных изменений внутренней позиции.




Проблема специфики развития личности студентов с ОВЗ в процессе обучения в вузе до недавнего времени была очень мало отражена в психологической литературе [11; 12]. Однако в работах Д. А. Леонтьева и его соавторов эта проблема получила современную формулировку: особые возможности здоровья не столько ограничивают перспективы развития, сколько требуют от инвалида приложения бóльших усилий  для достижения поставленной цели, поскольку его личностное развитие осуществляется в затруднённых условиях, обусловленных его дефицитарностью [12]. В то же время в психологии неоднократно отмечалось, что самостоятельно поставленные трудные цели (порой находящиеся на грани человеческих возможностей), требующие напряжения сущностных сил, способствуют нарастанию внутренней сложности и внутренних возможностей, повышая тем самым уровень взаимодействия с окружающим миром [16]. Таким образом, проблема расширения личностных ресурсов студентов с ОВЗ в ходе обучения в вузе может быть рассмотрена в аспекте ответственного, самодетерминированного целеполагания, готовности к приложению максимальных усилий в процессе высокомотивированной учебной деятельности и рефлексивной внутренней позиции личности относительно профессиональных перспектив обучающихся.

В психологии существует традиция исследования предметно-смыслового содержания психических процессов или психологических феноменов. Однако проблема протяженности этих процессов в пространстве и времени в психологии была не только поставлена, но и раскрыта в трудах В. П. Зинченко [6]. Для В. П. Зинченко было важным понимание хронотопа М. М. Бахтиным, который ввёл это понятие в филологию и понимал его не только как единство времени и пространства, но и как источник создания смысла литературного произведения [1]. Впоследствии идея о том, что активный жизненный хронотоп включает ценностное и, следовательно, смысловое измерение, стала ведущей для дальнейшей проработки данного понятия.

В. П. Зинченко рассматривал хронотоп как живое измерение времени и пространства в их неразрывности. При этом человек творчески овладевает хронотопом, субъективизирует время и пространство: организует свою деятельность в соответствии с сознательной целью и «видением» будущего, переживает состояния «абсолютной временной интенсивности», соединяет в актуальном моменте деятельности настоящее, прошлое и будущее —накопленный опыт и поставленную цель [7]. В этом случае актуальный момент (настоящее) переживается как событие, осмысленное как биографическая ценность. Феномен событийности жизненного пути, этапы которого осознаются как определяемые целями, смыслом и ценностями перспективные изменения образа жизни, себя самого и системы отношений, как развернутое движение из прошлого через настоящее в будущее, создаёт «пространства внутренний избыток» и, повышая сложность внутреннего мира человека, позволяет противостоять вызову сложности современного мира. В. П. Зинченко называл внутреннее субъективное пространство пространством свободы, поскольку именно субъективный план таит в себе возможности ориентировать жизнь человека не по нуждам актуального момента, а по оси не вполне ясно намеченного будущего (по оси надежды и мечты), что порой становится источником разного рода интеграции сил, не всегда поддающихся осознанию. Вспоминая труды бл. Августина, В. П. Зинченко писал о том, что будущее становится настоящим только через напряжение действия, и в этом напряжении проявляет себя энергийное измерение времени. В напряженном действии, поступке, проявляет себя реальная сила человеческого самоопределения [7].

Представления В. П. Зинченко о хронотопии сознательной жизни представляют большой интерес для педагогической психологии. Так, А. А. Остапенко отмечает, что развитие личности в учебном заведении возможно только в том случае, если процесс обучения и воспитания событиен, то есть наполнен смыслом, обусловленным прошлым опытом, а также целями, мечтами, надеждами, планами на будущее [15]. Стоит добавить к этому аффекты, поступки и мысли, поскольку именно они являются мерой событийности времени. По нашему мнению, хронотоп представляет собой содержательную категорию, обозначающую единство пространства, времени, ценностей и смыслов, которое обусловливает проявления внутренней позиции личности в конкретной ситуации.

Для соотнесения понятий внутренней позиции, хронотопа и той реальности, которую они обозначают, необходимо обратиться к работам М. М. Бахтина, предшествовавшим введению им понятия хронотопа в гуманитарные науки [2]. Рассматривая поступок как ответственное и единичное деяние человека, он развивает представления о «единственном бытии-событии жизни», в котором и совершается поступок. Абстрагирование, отделяя сущность от конкретики, не только лишает событиебытие индивидуальности, но делает его безжизненным: «…тем участном частному и требовательному сознанию ясно, что мир современной философии, теоретический и теоретизованный мир культуры, в известном смысле действителен, имеет значимость, но ему ясно и то, что этот мир не есть тот единственный мир, в котором он живет и в котором ответственно свершается его поступок, и эти миры несообщаемы, нет принципа для включения и приобщения значимого мира теории и теоретизованной культуры единственному бытию-событию жизни» [2, c. 22–23]. В безжизненной абстракции нет места ответственности и свободе как неотъемлемым атрибутам поступка (ср. понятие свободного действия в работах В. П. Зинченко). Понятие хронотопа и было впоследствии выбрано М. М. Бахтиным для обозначения того временно-пространственного единства ситуации, в которой совершается поступок. Данное понятие было впервые предложено М. М. Бахтиным в контексте литературоведения, но существенно, что для него любое творческое действие (даже интонация, выбранная актером для исполнения роли) является поступком, а поступок представляет собой проявление личности, ее сущностных характеристик.

Список литературы

1. Леонтьев Д. А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова, А. А. Лебедева // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 3. — C. 80–94.
2. Sweller J. Evidence for cognitive load theory / J. Sweller, P. Chandler // Cognition and Instruction. — 1991. — Vol. 8 (4). — P. 351–362. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1207/" target="_blank">https://doi.org/10.1207/</a> s1532690xci0804_5
3. Sweller J. Cognitive load theory and educational technology / J. Sweller // Educational Technology Research and Development. — 2020. — No. 68. — P. 1–16. — DOI: <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.1007/s11423-019-09701-3
4. Sweller J. Cognitive Architecture and Instructional Design: 20 Years Later / J. Sweller, J. J. G. van Merriënboer, F. Paas // Educational Psychology Review. — 2019. — No. 31. — P. 261–292. — DOI: <a href="http://dx.doi.org/10.1007/s10648-019-09465-5" target="_blank">http://dx.doi.org/10.1007/s10648-019-09465-5</a>
5. Rogers M. Self-regulated strategy development in reading, writing, and mathematics for students with specific learning disabilities / M. Rogers, J. Hodge, J. Counts // TEACHING Exceptional Children. — 2020. — No. 53. — P. 104–112. — DOI: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a>
6. Riccomini P. J. Big ideas in special education: Specially designed instruction, highleverage practices, explicit instruction, and intensive instruction / P. J. Riccomini, S. Morano, C. A. Hughes // TEACHING Exceptional Children. — 2017. — No. 50. — P.
7. Csikszentmihalyi M. Beyond Boredom and Anxiety / M. Csikszentmihalyi. — San Francisco : Jossey-Bass, 1975. — 231 p.
8. Cognitive load as motivational cost / D. F. Feldon, G. Callan, S. Juth, S. Jeong // Educational Psychology Review. — 2019. — Vol. 31. — P. 319–337. — DOI: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1007/s10648-019-09464-6
9. Остапенко А. А. Хронотоп как перекрёсток прошлого и будущего, настоящего и… «понарошечного» / А. А. Остапенко // Культурно-историческая психология. — 2010. — № 1. — С. 2–6.
10. Лубовский Д. В. Профессиональное самоопределение выпускников полной средней школы и студентов-первокурсников бакалавриата / Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 4 (57). — С. 164–173. — DOI: 10.51944/2073-8544_202
11. Лубовский Д. В. Внутренняя позиция личности в поздней юности и зрелости / Д. В. Лубовский // Горизонты зрелости : сборник научных статей, Москва, 16–18 ноября 2015 г. / ред. Л. Ф. Обухова [и др.]. — Москва : Московский городской психолого-педагогическ
12. Бахтин М. М. К философии поступка // Собр. соч. В 7 т. Т. 1 / М. М. Бахтин. — Москва : Русские словари, 2003. — C. 7–68.
13. Леонтьев Д. А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях / Д. А. Леонтьев // Культурно-историческая психология. — 2014. — Т. 10, № 3. — С. 97–106. — EDN: TCBZVL
14. Кривошеев А. В. Феноменологическая аналитика участного сознания М. М. Бахтина: «не-алиби в бытии» и «диалог» / А. В. Кривошеев // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 339. — С. 36–42.
15. Кривошеев А. В. Долженствование как установка участного сознания М. М. Бахтина: феноменологическая аналитика / А. В. Кривошеев // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 324. — С. 75–80.
16. Зинченко В. П. Человек в пространстве времён / В. П. Зинченко // Развитие личности. — 2002. — № 3. — С. 23–50.
17. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт / В. П. Зинченко. — Москва : Языки славянских культур, 2010. — 592 с.
18. Зинченко В. П. Дистанционное образование: к постановке проблемы / В. П. Зинченко // Психология образования. — Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2018. — С. 287–303.
19. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. В 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1984. — С. 376–385.
20. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 1988. — № 5. — С. 108–116.
21. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
22. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. — Москва : Худож. лит., 1975. — С. 234–407.

Остальные статьи