Дата публикации: 31.12.2022

Воспитание и детство героя Курымушки-Алпатова в романе Михаила Пришвина «Кащеева цепь»

Аннотация

Предлагается новая интерпретация известного произведения Михаила Пришвина «Кащеева цепь». Излагаются основные идеи авторской концепции онтогенеза: различение детства и становление личности, представление о культурах жизни. Затем с опорой на произведение «Кащеева цепь» как эмпирический материал анализируется детство Курымушки-Алпатова: ситуация «прамы», осмысление взрослого мира с помощью схем, сказки и метафор, расширение самостоятельности ребенка в рамках прамы, отношение к матери героя и гувернантке Маше. Намечается следующий раздел исследования — характеристика становления личности Курымушки-Алпатова. Здесь рассматриваются: распадение прамы, глубокий кризис развития, переключение отношений на детское сообщество, формирование мышления, первые самостоятельные поступки, колебания в плане самоопределения личности.




К 150-летию со дня рождения М. Пришвина

В начале прошлого столетия Михаил Пришвин пишет и издает большой автобиографический и социально-философский роман «Кащеева цепь», к которому возвращается через тридцать лет в конце своей жизни. Несколько слов о том, с какой целью я хочу его рассмотреть. У меня есть несколько работ: «Философия детства», «Детство как культурный и психологический феномен» [6; 7] и др., которые можно считать авторской теорией онтогенетического развития. Вот случай проверить, работают ли схемы и понятия, представленные в этих работах, для осмысления истории развития Курымушки-Алпатова, позволяют ли они лучше понять «Кащееву цепь», не предоставляет ли подобное осмысление материал для контрпримеров, то есть коррекции и уточнения этих схем и понятий. При этом важно не подменять, не деформировать художественную реальность «Кащеевой цепи» проведенным осмыслением. Один из способов убедиться, что эта задача была решена, — предъявление высказываний самого Пришвина и фрагментов текста романа. Поэтому в статье относительно много цитат.

Особенности художественной реальности

«Кащеева цепь» напоминает полифоническую фугу. В ней звучат, сходятся и расходятся три голоса: голос Курымушки-Алпатова, вспоминающего свое детство и юность, голос окружающих его людей (матери, любимой воспитательницы «Марьи Моревны», «мужиков», соседей по имению, учителей, соучеников и многих других, оказавших влияние на нашего героя), наконец, голос самого Пришвина, комментирующего по ходу изложения свое произведение. Вряд ли Пришвин слово в слово запомнил монологи и беседы своих героев, поэтому то, что он помнил, называя это «правдой», рассказывает читателю как быль, но все равно, думаю, художественно преображая, а то, что припоминал смутно и неуверенно, заменяет «вымыслом». 

«С тех пор, — поясняет Пришвин в своих комментариях, — как я задумал свой старый роман “Кащеева цепь” сделать романом автобиографическим и, значит, героем в нем выставить самого себя, ко мне в роман постучалась сама правда… Но тоже, оказывается, нельзя было оставить и правду одну без себя, без своего вымысла… Давно я так про себя думаю о правде и вымысле. До сих пор, когда собираюсь что-нибудь написать, пользуюсь пониманием правды в ее устремлении лететь и моим собственным вымыслом как горючим для правды. Так моя домашняя гипотеза, пособие в работе, никогда не изменяла мне: отдаешься одной правде — вымысел напомнит о себе, забудешь правду в вымысле — она постучится» [1]. 

Список литературы

1. 1. Пришвин М. М. Кащеева цепь [Электронный ресурс] / М. М. Пришвин. — Режим доступа: <a href="https://sv-scena.ru/Buki/Kashchyeyeva-tsyepjj.html" target="_blank">https://sv-scena.ru/Buki/Kashchyeyeva-tsyepjj.html</a> (дата обращения: 02.12.2022).
2. 2. Пришвин Михаил Михайлович. Биография [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Пришвин_Михаил_Михайлович" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/wiki/Пришвин_Михаил_Михайлович</a> (дата обращения: 15.11.2021).
3. 3. Пришвин М. Незабудки / М. Пришвин. — М. : Худож. лит., 1969. — 303 с.
4. 4. Розин В. М. Демаркация науки и религии : Анализ учения и творчества Эммануэля Сведенборга / В. М. Розин. — М. : ЛКИ, 2007. — 168 с.
5. 5. Розин В. М. Введение в схемологию: схемы в философии, культуре, науке, проектировании / В. М. Розин. — М. : ЛИБРОКОМ, 2011. — 256 с.
6. 6. Розин В. М. Детство как культурный и психологический феномен / В. М. Розин // Мир психологии. — 2015. — № 1. — С. 29–42.
7. 7. Розин В. М. Философия детства / В. М. Розин // Философско-педагогические этюды. — Йошкар-Ола, 2015. — С. 6–62.
8. 8. Розин В. М. От анализа художественных произведений к уяснению сущности искусства / В. М. Розин. — М. : Голос, 2022. — 261 с.
9. 9. Чуваков В. «Кащеева цепь» [Вместо преамбулы] [Электронный ресурс] / В. Чуваков. — Режим доступа: <a href="http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/kascheeva-cep/" target="_blank">http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/kascheeva-cep/</a> chuvakov-vmesto-preambuly.htm (дата обращения: 15.11.2021).

Остальные статьи