В статье кратко анализируются жизненный путь в науке и профессиональная деятельность крупного педагогического психолога Н. В. Кузьминой. Она является основателем такой инновационной области человекознания, как акмеология развития профессионализма взрослых специалистов. Ею эта инновационная дисциплина реализована на материале изучения труда таких основных субъектов системы образования, как воспитатель детского сада, школьный учитель, мастер производственного обучения, преподаватель и декан вуза. В статье впервые — с позиций субъектно-деятельностного и институционально-персонологического подходов — анализируется выдающаяся роль Н. В. Кузьминой в изучении развития способностей, педагогической одаренности и таланта учителей в системе образования. Показан определяющий творческий вклад Н. В. Кузьминой и ее научной школы в создание основ и разработку технологий акмеологии в современном человекознании.