Дата публикации: 31.12.2022

О совершенствовании военно-педагогической подготовки курсантов военных вузов на основе участия в военно-патриотической работе с допризывной молодежью

Аннотация

В статье идет речь о военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, роли педагогической практики в подготовке будущих специалистов в области военно-политической работы, а также деятельности курсантов Военного университета, которая направлена на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.




Преобразования и изменения, происходящие в нашем государстве, придают особую актуальность проблемам, связанным с образованием и  воспитанием современной молодежи. При этом особого внимания заслуживает проблема совершенствования военно-патриотического воспитания будущих защитников Родины [2, с. 22–31].

Военно-исторический опыт свидетельствует о том, что мощь армии зависит не только и не столько от ее численности, структуры, уровня оснащенности современным вооружением и военной техникой. В значительной степени качество армии определяется влиянием таких факторов, как уровень профессионализма военнослужащих, сформированные у них патриотические качества, государственная идеология военной службы, место и роль армии в обществе и государстве [5, с. 64–67]. Даже в эпоху высокотехнологичных войн заявление Наполеона Бонапарта, оценившего соотношение значения фактора физической силы к моральному фактору как 1 : 3, остается до сегодняшнего времени актуальным. Соглашаясь с ним, известный английский военный психолог Норман Коупленд утверждает: «Когда война приобретает затяжной характер, исход ее решает моральная, а не физическая сила» [9, с. 2].

Уникальность военной деятельности заключается в том, что функция защиты своего Отечества значительно преобладает над функцией обеспечения собственной безопасности. Однако к осуществлению такой функции способна и готова только зрелая личность, обладающая патриотическими качествами, реализующая себя в служении своей Родине. Именно поэтому главной целью воспитания военнослужащих на современном этапе является формирование готовности к выполнению своего долга защитника Отечества. Вместе с тем в современных условиях выполнение этой задачи осложняется тем, что наблюдается определенный регресс в образовании и воспитании всей допризывной молодежи. Причем, как известно, немаловажную отрицательную роль в этом играет Всемирная паутина — Интернет.

Как известно, современная допризывная молодежь стала меньше посещать библиотеки, пользование книгами оказалось не в приоритете. На учебных занятиях обучающиеся используют гаджеты, любой ответ на контрольных работах в короткие сроки можно найти в Интернете, в результате обучающиеся теряют навыки самостоятельно мыслить, анализировать и моделировать различные ситуации. Пользуясь Интернетом, современная молодежь имеет доступ к сайтам весьма сомнительного характера, что негативно отражается на их духовно-нравственных качествах. На задний план отошли кинотеатры, музеи, театры, концертные программы, художественные выставки. Опыт показывает, что в советское время воспитание будущих воинов носило комплексный и системный характер, в этом процессе учитывались и национальные особенности народов, населяющих нашу многонациональную страну, задача всестороннего личностного развития была фактически главной целью — целью подготовки подрастающего поколения молодежи. Кроме того, важную роль в воспитании подрастающего поколения играли различные молодежные объединения, среди которых главную роль играли комсомольские организации. Использование этого опыта могло бы во многом способствовать повышению эффективности процесса патриотического воспитания молодежи и совершенствования ее гражданской активности [1, с. 75–87].

Представляется, что сегодня приоритетными направлениями повышения качества воспитания военнослужащих являются формирование устойчивых патриотических чувств, положительная мотивация к допризывной подготовке, уважение к Вооруженным Силам, а главное, сочетание гармоничного личностного развития с подготовкой к военной службе. Мы считаем абсолютно верным решение правительства о возращении предмета «Начальная военная подготовка» в школьную учебную программу.

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. О формировании лидерских качеств офицера вообще и офицера военно-политических органов в частности / И. А. Алёхин, Д. М. Кожевников, С. В. Тенитилов // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 3 (83). — С. 75–87. — DOI: 10.51944/20
2. 2. Алёхин И. А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в истории России / И.А.Алёхин // Мир образования — образование в мире. — 2012. — №3 (47). — С. 22–31.
3. 3. Алёхин И. А. Педагогические условия поддержания уставного порядка в подразделении посредством личного примера командира / И. А. Алёхин, А. А. Панков // Морской сборник. — 2022. — № 8 (2105). — С. 53–55.
4. 4. Алёхин И. А. Методика обучения курсантов воспитанию стойкости и мужества у военнослужащих тактического воздушного десанта / И.А.Алёхин, Б.Р.Биктимеров // Научнометодический бюллетень Военного университета МО РФ. — 2022. — № 1 (17). — С. 139–143.
5. 5. Алёхин И. А. Формирование морально-политической и психологической готовности военнослужащих / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, Д. А. Фередин // Морской сборник. — 2021. — № 4 (2089). — С. 64–67.
6. 6. Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества : кн. для учителя / Ш. А. Амонашвили. — Киев : Освита, 1991. — С. 6.
7. 7. Барабанщиков А. В. Педагогическая культура офицера / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. — М. : Воениздат, 1985. — 159 с.
8. 8. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Т. Н. Герасимова и др. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2022. — 415 с. — (Серия 76, Высшее образование).
9. 9. Коупленд Н. Психология и солдаты / Н. Коупленд ; пер. с англ. А. Т. Сапронова и В. М. Екатериничева. — 2-е изд. — М. : Воениздат, 1991. — 96 с.
10. 10. Крутецкий В. А. Психология: тренинг для студентов педагогических училищ / В. А. Крутецкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1986. — 336 с.
11. 11. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология : учебное пособие / Н. Д. Левитов. — М. : Просвещение, 1964. — 478 с.

Остальные статьи