Дата публикации: 01.10.2023

Вековое развитие жизнедеятельности выдающегося российского ученого: от педагогической одаренности через психологию профессионализма к акмеологии творчества (в связи со 100-летним юбилеем Нины Васильевны Кузьминой (Головко-Гаршиной))

Аннотация

В статье кратко анализируются жизненный путь в науке и профессиональная деятельность крупного педагогического психолога Н. В. Кузьминой. Она является основателем такой инновационной области человекознания, как акмеология развития профессионализма взрослых специалистов. Ею эта инновационная дисциплина реализована на материале изучения труда таких основных субъектов системы образования, как воспитатель детского сада, школьный учитель, мастер производственного обучения, преподаватель и декан вуза. В статье впервые — с позиций субъектно-деятельностного и институционально-персонологического подходов — анализируется выдающаяся роль Н. В. Кузьминой в изучении развития способностей, педагогической одаренности и таланта учителей в системе образования. Показан определяющий творческий вклад Н. В. Кузьминой и ее научной школы в создание основ и разработку технологий акмеологии в современном человекознании.




Старейшему отечественному психологу и педагогу Нине Васильевне Кузьминой (Головко-Гаршиной) исполнилось сто лет! Родословная одаренного ученого восходит к знаменитому писателю Всеволоду Михайловичу Гаршину и главнокомандующему во время войны Северным морским флотом адмиралу Арсению Григорьевичу Головко. Его внучатая племянница Нина Головко родилась в Кабардино-Балкарии в семье горного инженера и фармацевта. Родители воспитали у дочери с математическими способностями широкие познавательные интересы, трудолюбие в овладении знаниями и стойкий характер. Это способствовало мужественному завершению ею школьного обучения с золотой медалью в суровое военное время недалеко от линии фронта.

Поступив в г. Нальчике в университет на математический факультет, Нина Головко вскоре перевелась на факультет русского языка и литературы. В трудное послевоенное время она — по совету родного дяди, академика Академии медицинских наук СССР В. Г. Головко, — продолжила свое высшее образование в Ленинградском пединституте им. А. И. Герцена и в Ленинградском государственном университете (ЛГУ). Здесь она вышла замуж за инвалида-сокурсника, бывшего фронтовика-разведчика Е. С. Кузьмина, который стал одним из основателей послевоенной социальной психологии и интересовался вопросами педагогики [15]. Эта семья Н. В. Кузьминой воспитала двух дочерей — докторов психологических наук и внучку — кандидата наук.

Еще студенткой, ознакомившись с «Основами общей психологии» С. Л. Рубинштейна, Н. В. Кузьмина увлеклась психологией и поступила в аспирантуру Ленинградского филиала Академии педагогических наук (АПН) РСФСР. Здесь под руководством Б. Г. Ананьева она в 1950 г. защитила кандидатскую диссертацию «Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов». По распределению Н. В. Кузьмина три года заведовала кафедрой педагогики и психологии Вельского государственного учительского института в Архангельской области.

Вернувшись в Ленинград, преподавала в ряде вузов, в 1963–1965 гг. училась в докторантуре, под руководством академика Б. Г. Ананьева защитила докторскую диссертацию «Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности». В 1972–1984 гг. заведовала кафедрой психологии в ЛГУ, в 1978 г. была избрана членом-корреспондентом АПН СССР/Российской академии образования (РАО), с 1972 г. возглавляла созданный Б. Г. Ананьевым Головной совет по психологическим наукам и психолого-педагогическим проблемам высшей школы при Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР.

Свою многогранную научно-организационную деятельность Нина Васильевна Кузьмина посвятила психолого-педагогическому изучению профессиональной деятельности учителей и развитию личности учащихся в системе непрерывного образования на основе разработанной ею фундаментальной концепции педагогических способностей взрослых специалистов. Результаты исследования учительского творчества обобщены Н. В. Кузьминой в трех монографиях, которые вызвали профессиональный интерес у широкого круга психолого-педагогической общественности, и две из них были вскоре изданы за рубежом [12; 13].

Список литературы

1. 38. Савенков, А. И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А. И. Савенков // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 24–29. — EDN: PUGFYU
2. 26. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория фундаментаьного образования в опыте талантливых преподавателей : монография / Н. В. Кузьмина ; Российская академия образования [и др.]. — Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2013. — 271 с.
3. 27. Кузьмина, Н. В. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада / Н. В. Кузьмина, Л. В. Колушова (Ищик), Е. Н. Жаринова. — Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2018. — 120 с. — EDN: VLZPMP
4. 28. Кузьмина, Н. В. Акмеология — основы профессионализма преподавателя в XXI веке : учеб. пособие : в 3 ч. / Н. В. Кузьмина, Л. Е. Паутова, Е. Н. Жаринова.— Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2018. — Ч. 1. — 200 с. — EDN: YMHTLF
5. 29. Кузьмина, Н. В. Методы исследования образовательных систем / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова. — Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2018. — 164 с. — EDN: YNPCUH
6. 30. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант субъектов образования / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова // Теоретические и практические акметехнологии в фундаментальном образовании : кол. монография / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. — Санкт
7. 31. Кузьмина, Н. В. Декан: деятельность и личность / Н. В. Кузьмина, Т. И. Руднева. — Самара : Ваш взгляд, 2021. — 117 с.
8. 32. Кузьмина, Н. В. Законы созидания духовных продуктов субъектами образования : (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура, Специалитет) : монография / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова. — Санкт-Петербург : Русайнс, 2023. — 110 с.
9. 33. Кузьмина, Н. В. Условия продуктивности выдающихся ученых в образовании : (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура, Специалитет) : монография / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова — Санкт-Петербург : Русайнс, 2023. — 154 с.
10. 34. Ларионова, Л. И. Концептуально-персонологическая дифференциация основных направлений современной психологии и педагогики одаренности / Л. И. Ларионова, А. И. Савенков, И. Н. Семенов // Психология одаренности и творчества : сб. науч. тр. участников III
11. 35. Матюшкин, А. М. Современное состояние и задачи детской, возрастной и педагогической психологии / А. М. Матюшкин, Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. — 1983. — № 6. — С. 5–15.
12. 36. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / Н.В. Кузьмина, Е. А. Григорьева, В. А. Якунин ; под ред. Н. В. Кузьминой. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
13. 37. Проблемы рефлексивной психологии, акмеологии, политологии и педагогики социального развития и профессионального образования / отв. ред.-сост. Т. С. Болховитина, И. Н. Семенов. — Москва: ИРПТиГО ; Брянск : ЦНТИ, 2002. — 299 с.
14. 25. Кузьмина, Н. В. Акмеологическое исследование медико-биологического и поэтического творчества двух ученых: английского — Эразма Дарвина и российского — Оскара Боксера / Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева ; под ред. А. А. Деркача. — Шуя : Весть : Шуйс
15. 39. Савенков, А. И. Психодидактика / А. И. Савенков. — Москва : Национальный книжный центр, 2012. — 360 с. — (Высшее профессиональное образование). — EDN: VRFARJ
16. 40. Савенков, А. И. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца ХIХ — начала ХХ веков / А. И. Савенков, Т. Д. Савенкова // Одаренный ребенок. — 2016. — № 3. — С. 6–12. — EDN: VZXWSZ
17. 41. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход : в 2 ч. / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — Ч. 2. Учебник и практикум. — 187 с. — (Высшее образование). — EDN: PJFKYR
18. 42. Семенов, И. Н. Возрастные особенности развития рефлексии у одаренных детей и талантливых взрослых / И. Н. Семенов // Инновационная деятельность в образовании. — 1994. — № 3. — С. 56–64.
19. 43. Семенов, И. Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании / И. Н. Семенов // Общественные науки и современность. — 1998. — № 3. — С. 134–142.
20. 44. Семенов, И. Н. Рефлексивная персонология жизнетворчества Анатолия Алексеевича Деркача (К 70-летнему юбилею) / И. Н. Семенов // Акмеология. — 2014. — № 4. — С. 8–11.
21. 45. Семенов, И. Н. Рефлексивно-продуктивное целеобразование Я-концепции как системообразующий фактор трансформации одаренности в культуросозидающее творчество (методология его самодеятельностного развития) / И. Н. Семенов // Психология творчества и одарен
22. 46. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и образования / М. И. Станкин. — Москва : МПСИ : Флинта, 1998. — 384 с.
23. 47. Теоретические и практические акметехнологии в фундаментальном образовании : кол. монография / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. — Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2018. — 110 с. — EDN: ZADVOX
24. 48.Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 022300 — физ. культура и спорт / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. — Москва : Academia, 2005. — 203 с. — (Высшее про
25. 49. Человек науки : сборник... по материалам Симпозиума по проблемам биографии творческой личности / под ред. М. Г. Ярошевского. — Москва : Наука, 1974. — 391 с. — (Науковедение: проблемы и исследования / АН СССР. Институт истории естествознания и техники
26. 13. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя : Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина ; Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А. А. Жданова. — Ленинград : Изд-во Ленингр. ун
27. 2. Акмеология : учебник / [Абульханова К. А. и др.] ; под общ. ред. А. А. Деркача. — Москва : Изд-во РАГС, 2001. — 422 с. — (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации); 2-е изд. — Москва : Изд-во РАГС, 2006. —
28. 3. Акмеология : Методические и методологические проблемы / Санкт-Петербургская акмеологическая академия (АКМЕ). — Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. акмеол. акад., 2014. — Вып. 23 / [под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой]. — 166 с.
29. 4. Акмеология: методология, методы и технологии : матер. науч. сессии, посвящ. 75-летию чл.-кор. РАО, президента Международной академии акмеологических наук Нины Васильевны Кузьминой / А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, И. Н. Семенов [и др.] ; под ред. А. А.
30. 5. Байер, И. В. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / И. В. Байер, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов ; под ред. А. А. Деркача, Э. А. Манушина. — Москва : РАГС, 1997. — 238 с.
31. 6. Бодалев, А. А. Качества личности великих или выдающихся как ориентир для воспитания молодежи / А. А. Бодалев // Мир образования — образование в мире. — 2004. — № 1. — С. 5–12.
32. 7. Гусева, А. С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика : монография / А. С. Гусева, А. А. Деркач. — Москва : Агентство «КванТ», 1997. — 299 с. — EDN: PQFOZL
33. 8. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. — Москва : РАУ, 1993. — 176 с.
34. 9. Деркач, А. А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, А. В. Балаева. — Москва : РАГС, 2005. — 196 с.
35. 10. Зязюн, И. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич ; под ред. И. А. Зязюна. — Москва : Просвещение, 1989. — 302 с.
36. 11. Коссов, Б. Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод исследования. — Москва : Институт практической психологи ; Воронеж : МОДЭК, 1998. — 128 с.
37. 12. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей / Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А. А. Жданова. — Ленинград : Изд-во Ленингр. гос ин-та, 1961. — 98 с.1
38. 1. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей : сб. науч. тр. / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Шуйский государственный педагогический университет ; редкол.: Н. В. Кузьмина, Е. С. Гуртовой [и др.]. — Москва ; Шуя,
39. 14. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. — Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1970. — 114 с.
40. 15. Кузьмина, Н. В. Основы вузовской педагогики : учеб. пособие для студ. ун-та / Н. В. Кузьмина, Е. С. Кузьмин, А. А. Деркач ; под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Урклина ; Головной совет по психолого-педагогическим проблемам высшей школы М-ва высшего и сред
41. 16. Кузьмина, Н. В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе / Н. В. Кузьмина. — Ленинград : ЛГУ, 1976. — 111 с.
42. 17. Кузьмина, Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. — 1984. — № 1. — С. 20–26.
43. 18. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. — Ленинград : Знание, 1985. — 32 с.
44. 19. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения среднего профтехучилища / Н. В. Кузьмина. — Москва : Высшая школа, 1989. — 117 с.
45. 20. Кузьмина, Н. В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. — Санкт-Петербург : Политехника, 1995. —189 с.; 2-е изд. — Санкт-Петербург : Политехника, 2002. — 198 с.
46. 21. Кузьмина, Н. В. Творческий потенциал специалиста: акмеологические проблемы развития / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования. — 1995. — № 1. — С. 41–53.
47. 22. Кузьмина, Н. В. Стратегия развития системы акмеологических наук / Н. В. Кузьмина // Проблемы развития акмеологических наук / под ред. Н. В. Кузьминой, А. М. Зимичева. — Санкт-Петербург, 1996. — С. 7–39.
48. 23. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования : монография / Н. В. Кузьмина (Головко-Гаршина). — Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с. — (Труды Исследо
49. 24. Кузьмина, Н. В. Предмет науки акмеологии и фундаментальная теория продуктивности национальной системы образования в свете единого критерия ее качества / Н. В. Кузьмина // Акмеология. — 2005. — № 1 (13). — С. 12–16. — EDN: PAQDVJ

Остальные статьи