Дата публикации: 01.10.2022

Давид Иосифович Фельдштейн (1929–2015). О личностном факторе в развитии образования

Аннотация

В статье описаны и проанализированы важнейшие этапы педагогической и научной деятельности академика и вице-президента РАО, председателя экспертного совета ВАК по психологии и педагогике Давида Иосифовича Фельдштейна (1929–2015). Акцент сделан на его педагогическом и организаторском мастерстве, а также проведенных им исследованиях возрастной психологии, рассматриваемых в культурно-историческом контексте.




С середины 1990-х и до своей кончины в 2015 году доктор психологических наук, профессор, академик и вице-президент Российской академии образования Давид Иосифович Фельдштейн был одной из самых значительных фигур в области отечественной педагогической науки и возрастной психологии. Его роль замечательно охарактеризовала в 2015 году сотрудница «Учительской газеты» В. Молодцова: «То, что говорил Давид Иосифович, было интересно для всех, кто занимался обучением и воспитанием детей. <…> С 2001 года Фельдштейн был вице-президентом государственной академии наук РАО. Менялись президенты академии, но долгие годы Давид Иосифович неизменно был вторым человеком в ее руководстве, а по сути, во многом идеологом в деятельности РАО. <…> Для всех он был своеобразным гуру, который всегда находил верный ответ на все возникающие вопросы, мог подсказать точный выход из любого сложного положения» [4].

В силу указанных причин личность Д. И. Фельдштейна и его научное наследие не были обделены вниманием исследователей и мемуаристов. К тому же и сам Давид Иосифович издал в 2009 году книгу воспоминаний «События. Люди. Жизнь» [13]. Одной из первых попыток осмыслить вклад Д. И. Фельдштейна в отечественную психологическую науку можно считать опубликованную в 2000 году в «Психологическом словаре» статью И. М. Кондакова о нем [2]. Напечатанные в 2016 году очерки Т. Д. Марцинковской и В. В. Рубцова, а также Ф. В. Повшедной строго научный анализ творческого наследия Давида Иосифовича прекрасно дополняют личными воспоминаниями [3; 5]. И, конечно же, необходимо вспомнить прошедшую 30 ноября 2015 года в стенах Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета и подготовленную при участии Министерства образования и науки Российской Федерации и Нижегородского отделения Российского Психологического общества международную научно-практическую конференцию, посвященную памяти Д. И. Фельдштейна, «Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития». Работа одной из трех секций данной конференции «Интеграция психолого-педагогической науки в свете идей Д. И. Фельдштейна о социокультурном аспекте взаимодействия поколений» была целиком посвящена осмыслению научного наследия Д. И. Фельдштейна [15, с. 234–281].

Своеобразным рефреном посвященных Д. И. Фельдштейну работ стало подчеркивание того факта, что Давид Иосифович пришел в науку из области практической педагогики, обобщая и анализируя тем самым в значительной степени свой собственный разнообразный и непростой трудовой и жизненный опыт: «Его богатый практический опыт в области психолого-педагогических проблем школьного образования впоследствии стал основой его теоретических и эмпирических исследований, обогатив теорию практикой и наполнив обобщенные концепции живой жизнью» [3, с. 571; 1, с. 3; 4; 5, с. 41]. В силу этого трудовая биография Д. И. Фельдштейна может считаться неотъемлемой частью его педагогического наследия.

Давид Иосифович Фельдштейн родился в 1929 году в Воронеже, в семье советских номенклатурных работников: отец — директор фабрики, мама — работник обкома ВКП(б). С началом Великой Отечественной войны семья 12-летнего Давида, а также его дедушка и бабушка были эвакуированы в Сталинабад (с 1961 г. Душанбе). Вскоре отец и мать Д. И. Фельдштейна погибли, и подростку пришлось заботиться не только о себе, но и о престарелых родственниках [13, с. 4, 5, 6, 12]. Тем не менее именно в это тяжелое время молодой человек нашел свое жизненное призвание в педагогической деятельности. С 8-го класса, с 14 лет Д. И. Фельдштейн вполне официально, «с трудовой книжкой», работал старшим пионервожатым своей же школы. Причем работа искренне увлекла подростка, «подтянувшего» в связи с должностью даже собственное поведение. Успешность Д. И. Фельдштейна в качестве вожатого подтверждает тот факт, что 16-летнего Давида избрали в члены Центрального комитета комсомола Таджикской ССР, а также в секретари общешкольного комитета комсомола [13, с. 6, 7].

Во время учебы на историческом факультете Сталинабадского педагогического института Д. И. Фельдштейн подрабатывал лектором Комитета культпросветучреждений, позже заведовал лекторской группой ЦК комсомола Таджикской ССР. В качестве лектора молодой человек не только объездил весь Таджикистан, но и приобрел серьезный опыт оратора и полемиста. Сам Д. И. Фельдштейн признавался: «По сути, лекторская работа меня во многом выпестовала как педагога…» [13, с. 12]. По окончании института Д. И. Фельдштейн к весне 1952 года работал одновременно в трех местах: учителем средней мужской школы, старшим инспектором школ Сталинабадского гороно, а также диктором республиканского радио Таджикистана [13, с. 14, 21]. В июле 1952 года 22-летнего Давида Иосифовича назначили директором 11-й Сталинабадской средней школы, объединившей под своей крышей три школы: 11-ю мужскую, 12-ю женскую (позже эти две школы объединили в одну) и 1-ю школу рабочей молодежи [13, с. 22, 28].

Список литературы

1. Запесоцкий А. С. Выдающийся российский педагог и психолог Д. И. Фельдштейн в СПбГУП / А. С. Запесоцкий // Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. — СПб., 2011. — С. 3–5.
2. Кондаков И. Фельдштейн Давид Иосифович / И. Кондаков // Психологический словарь. — М., 2000 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://vocabulary.ru/" target="_blank">http://vocabulary.ru/</a> dictionary/478/word/feldshtein-david-iosifovich (дата обращения: 10.11.2022).
3. Марцинковская Т. Д. Давид Иосифович Фельдштейн. Учитель и ученый (1929–2015) / Т. Д. Марцинковская, В. В. Рубцов // Выдающиеся психологи Москвы. — М., 2016. — С. 569–575 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://psyjoumals.ru/moscow_" target="_blank">https://psyjoumals.ru/moscow_</a> psychologists/is
4. Молодцова В. Давид Фельдштейн был из тех ученых, что пришли в науку из практики / В. Молодцова // Учительская газета. 2015. 3 сентября. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://ug.ru/author/molodtsovaviktorija/" target="_blank">https://ug.ru/author/molodtsovaviktorija/</a> (дата обращения: 10.11.2022).
5. Повшедная Ф. В. Мир детства в психолого-педагогическом наследии Д. И. Фельдштейна (в память об учителе и близком друге) // Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития : Материалы Международной научно-практической конференции
6. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн. — СПб., 2011.
7. Фельдштейн Д. И. Исходные данные проектирования экспериментального комплекса «Детский центр» / Д. И. Фельдштейн. — М., 1976.
8. Фельдштейн Д. И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д. И. Фельдштейн. — М.; Воронеж, 2013.
9. Фельдштейн Д. И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Д. И. Фельдштейн. — Душанбе, 1969. — 46 с.
10. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. — М.; Воронеж, 1996.
11. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности / Д. И. Фельдштейн. Избранные труды в 2 т. Т. 2. — М.; Воронеж, 2005.
12. Фельдштейн Д. И. Система общественного полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного воспитания детей и подростков : автореф. дис. … канд. пед. наук / Д. И. Фельдштейн. — М., 1963. — 23 с.
13. Фельдштейн Д. И. События. Люди. Жизнь / Д. И. Фельдштейн. — М.; Воронеж, 2009.
14. Фельдштейн Давид Иосифович [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 10.11.2022).
15. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика Российской академии образования Давида Иосифовича Фельдштейна: сборник трудов. — Н. Новгород,

Остальные статьи