Статья посвящена проблеме определения перспектив педагогической деятельности в современных условиях. Представлены традиционные и новые варианты работы современного учителя. Автор рассматривает оригинальные
практики учителя — навигатора в мире информации, игропедагога, учителя — модератора учебной деятельности, учителя тьютора, коуча, учителя-лидера, которые реализуются Учителями XXI в.
В статье рассматривается тьюторское сопровождение одаренных детей в образовательном пространстве. Раскрыты организационно-педагогические условия и методы подготовки тьютора для сопровождения одаренных детей в педвузе.
В статье представлен опыт работы тьюторов — специалистов, сопровождающих процессы развития и совершенствования компетенций педагогов в их профессиональной деятельности (на примере Кемеровской области). Одним из успешных педагогических инструментов в работе таких специалистов являются тьюторские технологии, которые реализуются в Кузбассе более 10 лет. Представлена характеристика данных технологий. Определены профессиональные компетентности педагогов (когнитивная, операционально-технологическая, личностная), представлена динамика их развития с 2013 по 2023 год. Определены организационные формы реализации тьюторских технологий. Приведены примеры использования технологий в работе с педагогами.
В статье анализируются и сравниваются понятия «тьютор», «наставник» и «куратор», определяются особенности тьюторинга в среднем профессиональном образовании, концептуализируется опыт цифрового тьюторинга в колледже, определяются перспективы построения моделей психолого-педагогического сопровождения индивидуализации среднего профессионального образования в условиях цифровизации.