В статье рассматриваются педагогические идеи Н. Ф. Сумцова в практической деятельности средних и низших учебных заведений Российской империи в конце XIX века. Основное содержание исследования составляет анализ педагогических идей Н. Ф. Сумцова по улучшению процесса образования в целом, а в частности речь идет о грамотном выборе эффективных способов и методов обучения, рациональном соотношении умственного, физического, эстетического воспитания учащихся для их всестороннего гармоничного развития. Подчеркивается вклад педагога в развитие библиотечного дела в Российской империи, описывается результат его инициативы по открытию библиотек для учащихся в каждом учебном заведении Российской империи. В статье анализируются подход Н. Ф. Сумцова к рассмотрению дидактических принципов и их большое значение в обучении учащихся средних и низших учебных заведений Российской империи в исследуемый период. Значительное внимание уделяется успешной реализации прогрессивных педагогических идей Н. Ф. Сумцова в практике Пушкинского училища. Отдельного внимания заслуживает позиция Н. Ф. Сумцова по отношению к учителю как основному эталону знаний. Автор приходит к выводу, что богатое педагогическое наследие Н. Ф. Сумцова может быть переосмыслено современными педагогами и использовано в современном образовательном процессе в начальной и средней школе.