Дата публикации: 01.10.2023

Теоретико-ретроспективный и историко-контекстный анализ становления и развития профессионального образования в сфере двигательной активности человека

Аннотация

В статье на основе анализа некоторых оригинальных архивных документов, впервые обнаруженных в их первоначальном изложении, сделана попытка с позиций теоретико-ретроспективного и историко-контекстного подходов представить объективную информацию об истоках становления профессионального образования в сфере двигательной активности человека. При этом авторы не только осмысливают понятийный аппарат, используемый во второй половине XIX в., и указывают на предпосылки, повлиявшие на развитие образования в исследуемой сфере, но также обосновывают необходимость соотнесения его характеристик с текущими условиями.




В основе аналитических исследований многочисленных исторических источников, в том числе архивных документов, касающихся  вопросов становления профессионального образования в сфере двигательной активности, лежат теоретико-ретроспективный (направленный на решение проблем настоящего с привлечением опыта прошлого) и историко-контекстный (позволяющий изучать тексты прошлых лет в контексте современной эпохи) подходы.

Теоретико-ретроспективный подход в рамках исследования генезиса профессионального образования в сфере двигательной активности человека дает возможность проследить его историческое развитие во взаимосвязи с проблемами общего профессионального образования, получить своеобразные инструменты, способствующие находить ориентиры в педагогических проблемах и помогающие открыть занавес, скрывающий механизмы их функционирования [12; 22]. При этом наличие установки на их осмысление позволяет не только воссоздавать во времени и пространстве движение педагогической мысли, но и практически ее преобразовывать, представлять историческую информацию «не только в факт прошлого... но и в факт сегодняшнего дня, который является таковым потому, что помогает нашему педагогическому самоопределению, обогащает нас новыми смыслами» [17, с. 26–27]. Педагогические находки прошлого, считает известный российский ученый Г. Б. Корнетов, могут стать своеобразными ретроинновациями в современных условиях. При этом обращение исследователя к историческим вехам образования диктуется необходимостью (см.: [18]):

— познания самого прошлого;

— поиска решений проблемных вопросов современной теории и практики образования;

— извлечения уроков прошлого для учета их опыта в настоящем;

Список литературы

1. 17.Корнетов, Г. Б. Педагогика: теория и история : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Б. Корнетов — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : АСОУ, 2008. — 267 с.
2. Kornetov, G. B. Pedagogika: teoriya i istoriya : ucheb. posobie dlya stud. vy`ssh. ucheb. zavedenij / G. B. Kornetov — 2-e izd., pererab. i dop. — Moskva : ASOU, 2008. — 267 s.
3. 18. Корнетов, Г. Б. История педагогики как наука и компонент содержания педагогического образования / Г. Б. Корнетов. — Москва : АСОУ, 2012. — 171 с.
4. Kornetov, G. B. Istoriya pedagogiki kak nauka i komponent soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya / G. B. Kornetov. — Moskva : ASOU, 2012. — 171 s.
5. 19. Крит, М. Физическое воспитание и физическое образование, их цели, факторы и средства : (опыт исследования) / М. Крит. — Санкт-Петербург : Изд-во журнала «Педагогический сборник», 1912. — 38 с.
6. Krit, M. Fizicheskoe vospitanie i fizicheskoe obrazovanie, ix celi, faktory` i sredstva : (opy`t issledovaniya) / M. Krit. — Sankt-Peterburg : Izd-vo zhurnala «Pedagogicheskij sbornik», 1912. — 38 s.
7. 20. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1 / П. Ф. Лесгафт // Собрание педагогических сочинений. — Москва, 1951. — Т. 1. — С. 85–444; Ч. 2 // Собрание педагогических сочинений. — Москва, 1952. — Т. 2. — С. 7–3
8. Lesgaft, P. F. Rukovodstvo po fizicheskomu obrazovaniyu detej shkol`nogo vozrasta. Ch. 1 / P. F. Lesgaft // Sobranie pedagogicheskix sochinenij. — Moskva, 1951. — T. 1. — S. 85–444; Ch. 2 // Sobranie pedagogicheskix sochinenij. — Moskva, 1952. — T. 2. — S
9. 21. Марищук, В. Л. Вопросы истории физкультурного педагогического образования в дореволюционной России : учеб. пособие / В. Л. Марищук, Н. Н. Паплутина. — Санкт-Петербург : Военный институт физической культуры, 1998. — 152 с.
10. Marishhuk, V. L. Voprosy` istorii fizkul`turnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v dorevolyucionnoj Rossii: ucheb. posobie / V. L. Marishhuk, N. N. Paplutina. — SanktPeterburg : Voenny`j institut fizicheskoj kul`tury`, 1998. — 152 s.
11. 22. Никулина, Е. Н. Теоретический и исторический аспекты изучения святоотеческого педагогического наследия (на примере педагогики свт. Феофана Затворника) / Е. Н. Никулина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: П
12. Nikulina, E. N. Teoreticheskij i istoricheskij aspekty` izucheniya svyatootecheskogo pedagogicheskogo naslediya (na primere pedagogiki svt. Feofana Zatvornika) / E. N. Nikulina // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tixonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriy
13. 23. Обвинцев, А. А. Об истоках профессионального военно-физкультурного образования в России (от школы мониторов до главной гимнастическо-фехтовальной школы) / А. А. Обвинцев, А. А. Горелов // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 2. — С. 3–5.
14. Obvincev, A. A. Ob istokax professional`nogo voenno-fizkul`turnogo obrazovaniya v Rossii (ot shkoly` monitorov do glavnoj gimnastichesko-fextoval`noj shkoly`) / A. A. Obvincev, A. A. Gorelov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul`tury` . — 2016. — № 2. — S
15. 24. Оболенский, Д. Н. Руководство к воспитанию физическому, нравственному и образовательному / Д. Н. Оболенский. — Москва : Университетская типография, 1841. — 326 с.
16. Obolenskij, D. N. Rukovodstvo k vospitaniyu fizicheskomu, nravstvennomu i obrazovatel`nomu / D. N. Obolenskij. — Moskva : Universitetskaya tipografiya, 1841. — 326 s.
17. 25. Первый международный конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры», 20–22 дек. 2006 г., Санкт-Петербург : матер. конгресса. — Санкт-Петербург : НГУ имени П. Ф. Лесгафта, 2007. — 284 с.
18. Pervy`j mezhdunarodny`j kongress «Terminy` i ponyatiya v sfere fizicheskoj kul`tury`», 20–22 dek. 2006 g., Sankt-Peterburg : mater. kongressa. — Sankt-Peterburg : NGU imeni P. F. Lesgafta, 2007. — 284 s.
19. 26. Положение о Военно-морском гимнастическом заведении // Собрание морских узаконений за 1862 г. — Санкт-Петербург, 1863. — С. 131–142.
20. Polozhenie o Voenno-morskom gimnasticheskom zavedenii // Sobranie morskix uzakonenij za 1862 g. — Sankt-Peterburg, 1863. — S. 131–142.
21. 27. Сахиуллин, А. А. Развитие в России начального и среднего профессионального физкультурного образования / А. А. Сахиуллин. — Москва : Физкультура, образование и наука, 2002. — 126 с.
22. Saxiullin, A. A. Razvitie v Rossii nachal`nogo i srednego professional`nogo fizkul`turnogo obrazovaniya / A. A. Saxiullin. — Moskva : Fizkul`tura, obrazovanie i nauka, 2002. — 126 s.
23. 28. Скворцов, А. Е. Физкультурное образование в России / А. Е. Скворцов. — Москва : Гуманитарная академия, 1992. — 138 с.
24. Skvorczov, A. E. Fizkul`turnoe obrazovanie v Rossii / A. E. Skvorczov. — Moskva : Gumanitarnaya akademiya, 1992. — 138 s.
25. 29. Собрание законов и постановлений по части морского управления, относящихся к 1858 г. — Санкт-Петербург, 1859. — Ч. 3.
26. Sobranie zakonov i postanovlenij po chasti morskogo upravleniya, otnosyashhixsya k 1858 g. — Sankt-Peterburg, 1859. — Ch. 3.
27. 30. Сущенко, В. П. Об истоках военно-морского гимнастического образования в России (к 160-летию со дня образования Военно-морского гимнастического заведения) / В. П. Сущенко, А. Ю. Липовка, Р. А. Агаев // Актуальные проблемы специальной и физической подго
28. Sushhenko, V. P. Ob istokax voenno-morskogo gimnasticheskogo obrazovaniya v Rossii (k 160-letiyu so dnya obrazovaniya Voenno-morskogo gimnasticheskogo zavedeniya) / V. P. Sushhenko, A. Yu. Lipovka, R. A. Agaev // Aktual`ny`e problemy` special`noj i fizich
29. 31. Танский, Ю. Физическое воспитание, как необходимое условие здравого мышления и энергии духа / Ю. Танский. — Санкт-Петербург : Тип. училища глухонемых, 1904. — 36 с.
30. Tanskij, Yu. Fizicheskoe vospitanie, kak neobxodimoe uslovie zdravogo my`shleniya i e`nergii duxa / Yu. Tanskij. — Sankt-Peterburg : Tip. uchilishha gluxonemy`x, 1904. — 36 s.
31. 32. Утишева, Е. В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Утишева Елена Владимировна. — Санкт-Петербург, 1999. — 350 с.
32. Utisheva, E. V. Fizkul`turnoe obrazovanie: social`no-pedagogicheskie i sociologicheskie problemy` : dis. … d-ra ped. nauk : 13.00.04 / Utisheva Elena Vladimirovna. — Sankt-Peterburg, 1999. — 350 s.
33. 33. Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения / Феофан Затворник, святитель. — 2-е изд. — Правило веры, 2010. — 686 с.
34. Feofan Zatvornik, svyatitel` . Nachertanie xristianskogo nravoucheniya / Feofan Zatvornik, svyatitel` . — 2-e izd. — Pravilo very`, 2010. — 686 s.
35. 1. Барабанов, А. Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения / А. Г. Барабанов. — Москва : ФОН, 1995. — 186 с.
36. Barabanov, A. G. Vy`sshee fizkul`turnoe obrazovanie. Problemy` i resheniya / A. G. Barabanov. — Moskva: FON, 1995. — 186 s.
37. 2. Буслова, Л. И. Военно-морское гимнастическое заведение (1856–1878) / Л. И. Буслова. — URL: <a href="https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/buslova_vm_gimnast_zaved." target="_blank">https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/buslova_vm_gimnast_zaved.</a> pdf?ysclid=loci9x6c4r825139359 (дата обращения: 30.10.2023).
38. Buslova, L. I. Voenno-morskoe gimnasticheskoe zavedenie (1856–1878) / L. I. Buslova. — URL: <a href="https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/buslova_vm_gimnast_zaved." target="_blank">https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/buslova_vm_gimnast_zaved.</a> pdf?ysclid=loci9x6c4r825139359 (data obrashheniya: 30.10.2023).
39. 3. Бутовский, А. Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений: физическое образование в древности и средние века / А. Д. Бутовский. — Санкт-Петербург : Тип. Главного управления уделов, 1910. — Ч. 2. — 45 с.
40. Butovskij, A. D. Iz chtenij po istorii i metodike telesny`x uprazhnenij: fizicheskoe obrazovanie v drevnosti i srednie veka / A. D. Butovskij. — Sankt-Peterburg : Tip. Glavnogo upravleniya udelov, 1910. — Ch. 2. — 45 s.
41. 4. Бутовский, А. Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений. Что такое физическое образование. Методика. Количественная норма упражнений / А. Д. Бутовский. — Санкт-Петербург: Тип. Главного управления уделов, 1912. — Ч. 1. — 18 с.
42. Butovskij, A. D. Iz chtenij po istorii i metodike telesny`x uprazhnenij. Chto takoe fizicheskoe obrazovanie. Metodika. Kolichestvennaya norma uprazhnenij / A. D. Butovskij. — Sankt-Peterburg : Tip. Glavnogo upravleniya udelov, 1912. — Ch. 1. — 18 s.
43. 5. Военно-гимнастическое учебное заведение // Собрание законов и постановлений, до части морского управления относящихся, за 1962 г. — Санкт-Петербург, 1863. — Ч. 1.
44. Voenno-gimnasticheskoe uchebnoe zavedenie // Sobranie zakonov i postanovlenij, do chasti morskogo upravleniya otnosyashhixsya, za 1962 g. — Sankt-Peterburg, 1863. — Ch. 1.
45. 6. Гагман, Н. Ф. Гимнастика, как способ, содействующий физическому воспитанию человеческого организма / Н. Ф. Гагман. — Москва : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892. — 27 с.
46. Gagman, N. F. Gimnastika, kak sposob, sodejstvuyushhij fizicheskomu vospitaniyu chelovecheskogo organizma / N. F. Gagman. — Moskva : Tip. E` . Lissnera i Yu. Romana, 1892. — 27 s.
47. 7. Галузинский, В. М. Медицинские прибавления к журналу «Морской сборник» / В. М. Галузинский // Морской сборник. — 1862. — Вып. 2. — С. 1–145.
48. Galuzinskij, V. M. Medicinskie pribavleniya k zhurnalu «Morskoj sbornik» / V. M. Galuzinskij // Morskoj sbornik. — 1862. — Vy`p. 2. — S. 1–145.
49. 8. Гауровиц, И. С. О введении военной гимнастики во флоте / И. С. Гауровиц // Морской сборник. — 1860. — Т. L, № 12. — С. 216–230.
50. Gaurovicz, I. S. O vvedenii voennoj gimnastiki vo flote / I. S. Gaurovicz // Morskoj sbornik. — 1860. — T. L, № 12. — S. 216–230.
51. 9. Горелов, А. А. Проблемы и перспективы современного физкультурного образования / А. А. Горелов, С. А. Горелов, В. В. Сокорев // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 5 (39). — С. 40–44.
52. Gorelov, A. A. Problemy` i perspektivy` sovremennogo fizkul`turnogo obrazovaniya / A. A. Gorelov, S. A. Gorelov, V. V. Sokorev // Ucheny`e zapiski Universiteta imeni P. F. Lesgafta. — 2008. — № 5 (39). — S. 40–44.
53. 10. Гориневский, В. В. Физическое образование : пособие для воспитателей, преподавателей учебных заведений и лиц, занимающихся физическим воспитанием / В. В. Гориневский. — Санкт-Петербург : тип. «Родник», 1913. — 312 с.
54. Gorinevskij, V. V. Fizicheskoe obrazovanie : posobie dlya vospitatelej, prepodavatelej uchebny`x zavedenij i licz, zanimayushhixsya fizicheskim vospitaniem / V. V. Gorinevskij. — Sankt-Peterburg : tip. «Rodnik», 1913. — 312 s.
55. 11. Грумм-Гржимайло, К. И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей / К. И. Грумм-Гржимайло. — Санкт-Петербург : Тип. Министерства внутренних дел, 1843. — Т. 3. Образование физическое, умственное и нравственное. — 405 с.
56. Grumm-Grzhimajlo, K. I. Rukovodstvo k vospitaniyu, obrazovaniyu i soxraneniyu zdorov`ya detej / K. I. Grumm-Grzhimajlo. — Sankt-Peterburg : Tip. Ministerstva vnutrennix del, 1843. — T. 3. Obrazovanie fizicheskoe, umstvennoe i nravstvennoe. — 405 s.
57. 12. Днепров, Э. Д. История педагогики / Э. Д. Днепров // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — Москва, 1993. — Т. 1. — С. 392.
58. Dneprov, E` . D. Istoriya pedagogiki / E` . D. Dneprov // Rossijskaya pedagogicheskaya e`nciklopediya : v 2 t. / gl. red. V. V. Davy`dov. — Moskva, 1993. — T. 1. — S. 392.
59. 13. Евстафьев, Б. В. О сущности физической культуры и ее структуре : матер. к лекциям / Б. В. Евстафьев. — Ленинград : ВДКИФК, 1979. — 77 с.
60. Evstaf`ev, B. V. O sushhnosti fizicheskoj kul`tury` i ee strukture : mater. k lekciyam / B. V. Evstaf`ev. — Leningrad : VDKIFK, 1979. — 77 s.
61. 14. Енгалычев, П. Н. О физическом и нравственном воспитании с присовокуплением словаря добродетелей и пороков / П. Н. Енгалычев. — Санкт-Петербург : Тип. Карла Крайя, 1824. — 575 с.
62. Engaly`chev, P. N. O fizicheskom i nravstvennom vospitanii s prisovokupleniem slovarya dobrodetelej i porokov / P. N. Engaly`chev. — Sankt-Peterburg : Tip. Karla Krajya, 1824. — 575 s.
63. 15. Карпушко, Н. А. Возвращаясь к наследию: физкультурное образование, физкультурная деятельность, школьная физическая культура в аспекте методологического анализа / Н. А. Карпушко, В. В. Приходько, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.
64. Karpushko, N. A. Vozvrashhayas` k naslediyu: fizkul`turnoe obrazovanie, fizkul`turnaya deyatel`nost`, shkol`naya fizicheskaya kul`tura v aspekte metodologicheskogo analiza /N. A. Karpushko, V. V. Prixod`ko, L. I. Luby`sheva // Teoriya i praktika fizichesk
65. 16. Колосов, Н. А. Библиотека преосвященного Феофана / Н. А. Колосов. — Москва : Университетская типография : Страстной бульвар, 1895. — 8 с.
66. Kolosov, N. A. Biblioteka preosvyashhennogo Feofana / N. A. Kolosov. — Moskva : Universitetskaya tipografiya : Strastnoj bul`var, 1895. — 8 s.

Остальные статьи