Дата публикации: 01.10.2023

Теоретико-ретроспективный и историко-контекстный анализ становления и развития профессионального образования в сфере двигательной активности человека

Аннотация

В статье на основе анализа некоторых оригинальных архивных документов, впервые обнаруженных в их первоначальном изложении, сделана попытка с позиций теоретико-ретроспективного и историко-контекстного подходов представить объективную информацию об истоках становления профессионального образования в сфере двигательной активности человека. При этом авторы не только осмысливают понятийный аппарат, используемый во второй половине XIX в., и указывают на предпосылки, повлиявшие на развитие образования в исследуемой сфере, но также обосновывают необходимость соотнесения его характеристик с текущими условиями.




В основе аналитических исследований многочисленных исторических источников, в том числе архивных документов, касающихся  вопросов становления профессионального образования в сфере двигательной активности, лежат теоретико-ретроспективный (направленный на решение проблем настоящего с привлечением опыта прошлого) и историко-контекстный (позволяющий изучать тексты прошлых лет в контексте современной эпохи) подходы.

Теоретико-ретроспективный подход в рамках исследования генезиса профессионального образования в сфере двигательной активности человека дает возможность проследить его историческое развитие во взаимосвязи с проблемами общего профессионального образования, получить своеобразные инструменты, способствующие находить ориентиры в педагогических проблемах и помогающие открыть занавес, скрывающий механизмы их функционирования [12; 22]. При этом наличие установки на их осмысление позволяет не только воссоздавать во времени и пространстве движение педагогической мысли, но и практически ее преобразовывать, представлять историческую информацию «не только в факт прошлого... но и в факт сегодняшнего дня, который является таковым потому, что помогает нашему педагогическому самоопределению, обогащает нас новыми смыслами» [17, с. 26–27]. Педагогические находки прошлого, считает известный российский ученый Г. Б. Корнетов, могут стать своеобразными ретроинновациями в современных условиях. При этом обращение исследователя к историческим вехам образования диктуется необходимостью (см.: [18]):

— познания самого прошлого;

— поиска решений проблемных вопросов современной теории и практики образования;

— извлечения уроков прошлого для учета их опыта в настоящем;

Список литературы

1. 26. Положение о Военно-морском гимнастическом заведении // Собрание морских узаконений за 1862 г. — Санкт-Петербург, 1863. — С. 131–142.
2. 18. Корнетов, Г. Б. История педагогики как наука и компонент содержания педагогического образования / Г. Б. Корнетов. — Москва : АСОУ, 2012. — 171 с.
3. 19. Крит, М. Физическое воспитание и физическое образование, их цели, факторы и средства : (опыт исследования) / М. Крит. — Санкт-Петербург : Изд-во журнала «Педагогический сборник», 1912. — 38 с.
4. 20. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1 / П. Ф. Лесгафт // Собрание педагогических сочинений. — Москва, 1951. — Т. 1. — С. 85–444; Ч. 2 // Собрание педагогических сочинений. — Москва, 1952. — Т. 2. — С. 7–3
5. 21. Марищук, В. Л. Вопросы истории физкультурного педагогического образования в дореволюционной России : учеб. пособие / В. Л. Марищук, Н. Н. Паплутина. — Санкт-Петербург : Военный институт физической культуры, 1998. — 152 с.
6. 22. Никулина, Е. Н. Теоретический и исторический аспекты изучения святоотеческого педагогического наследия (на примере педагогики свт. Феофана Затворника) / Е. Н. Никулина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: П
7. 23. Обвинцев, А. А. Об истоках профессионального военно-физкультурного образования в России (от школы мониторов до главной гимнастическо-фехтовальной школы) / А. А. Обвинцев, А. А. Горелов // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 2. — С. 3–5.
8. 24. Оболенский, Д. Н. Руководство к воспитанию физическому, нравственному и образовательному / Д. Н. Оболенский. — Москва : Университетская типография, 1841. — 326 с.
9. 25. Первый международный конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры», 20–22 дек. 2006 г., Санкт-Петербург : матер. конгресса. — Санкт-Петербург : НГУ имени П. Ф. Лесгафта, 2007. — 284 с.
10. 17.Корнетов, Г. Б. Педагогика: теория и история : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Б. Корнетов — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : АСОУ, 2008. — 267 с.
11. 27. Сахиуллин, А. А. Развитие в России начального и среднего профессионального физкультурного образования / А. А. Сахиуллин. — Москва : Физкультура, образование и наука, 2002. — 126 с.
12. 28. Скворцов, А. Е. Физкультурное образование в России / А. Е. Скворцов. — Москва : Гуманитарная академия, 1992. — 138 с.
13. 29. Собрание законов и постановлений по части морского управления, относящихся к 1858 г. — Санкт-Петербург, 1859. — Ч. 3.
14. 30. Сущенко, В. П. Об истоках военно-морского гимнастического образования в России (к 160-летию со дня образования Военно-морского гимнастического заведения) / В. П. Сущенко, А. Ю. Липовка, Р. А. Агаев // Актуальные проблемы специальной и физической подго
15. 31. Танский, Ю. Физическое воспитание, как необходимое условие здравого мышления и энергии духа / Ю. Танский. — Санкт-Петербург : Тип. училища глухонемых, 1904. — 36 с.
16. 32. Утишева, Е. В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Утишева Елена Владимировна. — Санкт-Петербург, 1999. — 350 с.
17. 33. Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения / Феофан Затворник, святитель. — 2-е изд. — Правило веры, 2010. — 686 с.
18. 1. Барабанов, А. Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения / А. Г. Барабанов. — Москва : ФОН, 1995. — 186 с.
19. 16. Колосов, Н. А. Библиотека преосвященного Феофана / Н. А. Колосов. — Москва : Университетская типография : Страстной бульвар, 1895. — 8 с.
20. 15. Карпушко, Н. А. Возвращаясь к наследию: физкультурное образование, физкультурная деятельность, школьная физическая культура в аспекте методологического анализа / Н. А. Карпушко, В. В. Приходько, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.
21. 14. Енгалычев, П. Н. О физическом и нравственном воспитании с присовокуплением словаря добродетелей и пороков / П. Н. Енгалычев. — Санкт-Петербург : Тип. Карла Крайя, 1824. — 575 с.
22. 13. Евстафьев, Б. В. О сущности физической культуры и ее структуре : матер. к лекциям / Б. В. Евстафьев. — Ленинград : ВДКИФК, 1979. — 77 с.
23. 12. Днепров, Э. Д. История педагогики / Э. Д. Днепров // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — Москва, 1993. — Т. 1. — С. 392.
24. 11. Грумм-Гржимайло, К. И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей / К. И. Грумм-Гржимайло. — Санкт-Петербург : Тип. Министерства внутренних дел, 1843. — Т. 3. Образование физическое, умственное и нравственное. — 405 с.
25. 10. Гориневский, В. В. Физическое образование : пособие для воспитателей, преподавателей учебных заведений и лиц, занимающихся физическим воспитанием / В. В. Гориневский. — Санкт-Петербург : тип. «Родник», 1913. — 312 с.
26. 9. Горелов, А. А. Проблемы и перспективы современного физкультурного образования / А. А. Горелов, С. А. Горелов, В. В. Сокорев // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 5 (39). — С. 40–44.
27. 8. Гауровиц, И. С. О введении военной гимнастики во флоте / И. С. Гауровиц // Морской сборник. — 1860. — Т. L, № 12. — С. 216–230.
28. 7. Галузинский, В. М. Медицинские прибавления к журналу «Морской сборник» / В. М. Галузинский // Морской сборник. — 1862. — Вып. 2. — С. 1–145.
29. 6. Гагман, Н. Ф. Гимнастика, как способ, содействующий физическому воспитанию человеческого организма / Н. Ф. Гагман. — Москва : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892. — 27 с.
30. 5. Военно-гимнастическое учебное заведение // Собрание законов и постановлений, до части морского управления относящихся, за 1962 г. — Санкт-Петербург, 1863. — Ч. 1.
31. 4. Бутовский, А. Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений. Что такое физическое образование. Методика. Количественная норма упражнений / А. Д. Бутовский. — Санкт-Петербург : Тип. Главного управления уделов, 1912. — Ч. 1. — 18 с.
32. 3. Бутовский, А. Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений: физическое образование в древности и средние века / А. Д. Бутовский. — Санкт-Петербург : Тип. Главного управления уделов, 1910. — Ч. 2. — 45 с.
33. 2. Буслова, Л. И. Военно-морское гимнастическое заведение (1856–1878) / Л. И. Буслова. — URL: <a href="https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/buslova_vm_gimnast_zaved." target="_blank">https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/buslova_vm_gimnast_zaved.</a> pdf?ysclid=loci9x6c4r825139359 (дата обращения: 30.10.2023).

Остальные статьи