Дата публикации: 01.07.2023

Педагогические идеи Н. Ф. Сумцова в практике средних и низших учебных заведений Российской империи во второй половине XIX века

Аннотация

В статье рассматриваются педагогические идеи Н. Ф. Сумцова в практической деятельности средних и низших учебных заведений Российской империи в конце XIX века. Основное содержание исследования составляет анализ педагогических идей Н. Ф. Сумцова по улучшению процесса образования в целом, а в частности речь идет о грамотном выборе эффективных способов и методов обучения, рациональном соотношении умственного, физического, эстетического воспитания учащихся для их всестороннего гармоничного развития. Подчеркивается вклад педагога в развитие библиотечного дела в Российской империи, описывается результат его инициативы по открытию библиотек для учащихся в каждом учебном заведении Российской империи. В статье анализируются подход Н. Ф. Сумцова к рассмотрению дидактических принципов и их большое значение в обучении учащихся средних и низших учебных заведений Российской империи в исследуемый период. Значительное внимание уделяется успешной реализации прогрессивных педагогических идей Н. Ф. Сумцова в практике Пушкинского училища. Отдельного внимания заслуживает позиция Н. Ф. Сумцова по отношению к учителю как основному эталону знаний. Автор приходит к выводу, что богатое педагогическое наследие Н. Ф. Сумцова может быть переосмыслено современными педагогами и использовано в современном образовательном процессе в начальной и средней школе.




В современных реалиях трансформации системы образования ценным видится поиск новых путей ее улучшения, а также обращение к педагогическому опыту предыдущих поколений, который представляется значимым фактором развития педагогической мысли в целом. Изучение прогрессивных идей педагогов дореволюционной Российской империи способствует пониманию историко-педагогической ситуации в конце XIX века. Это возможность проанализировать цели и задачи русской школы, способ осветить свойственные рассматриваемому периоду традиции обучения, изучить эффективные методики преподавания, осознать роль учителя в образовательном процессе в целях переосмысления допущенных ранее ошибок и внедрения прогрессивных достижений дореволюционного опыта в практику современного образования. К новаторам педагогической мысли конца XIX века (Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, В. И. Водовозов, Н. А. Корф, Н. И. Пирогов, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский) принадлежит и Н. Ф. Сумцов, деятельность которого вызывает особый интерес. Сумцов значительно дополнил фонд русской педагогической культуры и оставил ценное наследие в педагогической мысли.

Н. Ф. Сумцов — известный этнограф и фольклорист, книги которого («Современная малорусская этнография», 1897; «Ворон в народной словесности», 1890; «Научное изучение колядок и щедривок», 1886; «Очерки народного быта», 1902; «Тур в народной словесности», 1887; «О свадебных обрядах, преимущественно русских», 1898; «Современная малорусская этнография», 1893; «Хлеб в обрядах и песнях», 1885) наполнены интересным фактическим историческим материалом, достоверно отражающим народный быт, земледельческую обрядность и этнографическую сущность русского и украинского народа. Накопленный Н. Ф. Сумцовым этнографический материал до сих пор представляет научный интерес для исследователей, изучающих духовную и материальную культуру разных народов.

Однако научное наследие Н. Ф. Сумцова не ограничено только этнографией и фольклористикой. Так, Н. Ф. Сумцов известен своими новаторскими для исследуемого периода просветительскими и педагогическими идеями. Их суть во многом остается актуальной и для современной начальной и средней школы. Педагогическое мировоззрение Н. Ф. Сумцова сводилось к пониманию того, что развитие педагогики как отдельной научной отрасли невозможно без непрерывного развития самого общества и должно рассматриваться в едином целом. Все новые педагогические методы и способы подачи материала учащимся являются следствием ранее накопленного предыдущими поколениями эмпирического педагогического опыта. Именно упадок культуры народа в целом напрямую сказывается на безграмотности этого народа, то есть применение педагогических идей целесообразно не только по отношению к школе, но и по отношению ко всему обществу.

Н. Ф. Сумцов был солидарен с мнением известных представителей прогрессивной педагогической мысли исследуемого периода — Н. Ф. Бунаковым, С. Н. Ковалевым, Н. И. Пироговым, Д. Д. Семеновым, В. Я. Стоюниным, Н. Н. Тихоновичем, К. Д. Ушинским — в том, что народное образование в середине XIX века имело массу недостатков и нуждалось в глобальном изменении [1; 5; 8]. Однако во многом благодаря научному поиску Н. Ф. Сумцова и других педагогических деятелей уже к концу XIX века ситуация в корне меняется: проводятся значимые реформы, совершенствуется законодательство в области образования, разрабатывается теория обучения, основанная на принципе научности, складывается определенная традиция методики преподавания, в Российской империи появляются новые типы образовательных учреждений. Отметим, что подобные трансформации стали возможны вследствие значимого преобразования как в политической, так и в экономической сфере в стране. Научно-техническая революция, промышленный переворот, растущая экономика, развитие сельского хозяйства предполагали появление людей нового типа — хорошо образованных, конкурентоспособных, грамотных.

Исследование показало, что учебные заведения Российской империи исследуемого периода делились на высшие, средние и низшие. Интерес в рамках представленной темы вызывают низшие и средние учебные заведения, к которым относились городские, уездные и начальные училища. Представленная в Российской империи тремя ступенями школ структура начального образования являлась сложной и разветвленной системой, организованной в соответствии с принципом четкой ведомственной принадлежности (школы Духовного ведомства и школы Министерства народного просвещения) [22].

Список литературы

1. 12. Сумцов Н.Ф.Из гимназических воспоминаний/ Н.Ф.Сумцов// Русская школа.— 1905. — № 1. — С. 16–26.
2. 22. Юзерович Б. М. Сборник статей и записок по вопросам народного образования / Б. М. Юзерович. — Киев : Тип. С. В. Кульженко, 1901. — 187 с.
3. 21. Сумцов Н. Ф. Опыт организации образовательных чтений, преимущественно для учащихся, устраиваемые педагогическим отделом / Н. Ф. Сумцов, Е. К. Редин // Труды педагогического отдела Харьковского историко-филологического общества. — 1897. — Вып. 4. — С.
4. 20. Сумцов Н. Ф. Организация общественных и школьных библиотек / Н. Ф. Сумцов // Труды педагогического отдела Харьковского историко-филологического общества. — 1896. — Вып. 3. — С. 8–29.
5. 19. Сумцов Н.Ф.Обеды для учащихся/ Н.Ф.Сумцов// Южный край.— 1916.— 6ноября.
6. 18. Сумцов Н. Ф. Обучение пению / Н. Ф. Сумцов // Южный край. — 1910. — № 100007. — С. 11–18.
7. 17. Сумцов Н. Ф. О литературно-музыкальном утре в честь Пушкина 27.05.1899 / Н. Ф. Сумцов // Харьковские ведомости. — 1899. — № 241. — С. 11–19.
8. 16. Сумцов Н. Ф. О литературе по эстетике / Н. Ф. Сумцов // Труды педагогического отдела. — 1896. — Вып. 3. — С. 142–151.
9. 15. Сумцов Н. Ф. К вопросу о литературных вечерах / Н. Ф. Сумцов // Педагогический еженедельник. — 1895. — № 14. — С. 137–140.
10. 14. Сумцов Н. Ф. К вопросу о достройке городского сложного училища им. А. С. Пушкина / Н. Ф. Сумцов // Южный край. — 1900. — 27 октября. — 32 с.
11. 13. Сумцов Н. Ф. Из школьной жизни / Н. Ф. Сумцов // Южный край. — 1902. — № 7388. — С. 9–17.
12. 1. Демков М. И. О задачах серьезной педагогической литературы / М. И. Демков // Труды педагогического отдела Харьковского историко-филологического общества. — 1894. — Вып. II. — 159 с.
13. 11. Сумцов Н. Ф. Важная мелочь в школьной жизни / Н. Ф. Сумцов // Харьковские ведомости. — 1895. — № 244. — С. 17–24.
14. 10. Сумцов Н. Ф. В Харьковскую Городскую Управу об ученических библиотеках. Докладная записка / Н. Ф. Сумцов. — Харьков, 1904. — 5 с.
15. 9. Сумцов Н. Ф. В пользу науки / Н. Ф. Сумцов // Южный край. — 1916. — 18 августа. — 9 с.
16. 8. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения / В. Я. Стоюнин. — Москва : Педагогика, 1991. — 367 с.
17. 7. Смирнов В. З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики ХІХ в. / В. З. Смирнов. — Москва : Учпедгиз, 1983. — 312.
18. 6. Савченко А. А. Некоторые проблемы педагогического наследия Н. Ф. Сумцова / А. А. Савченко // Вестник Харьковского университета. — 1993. — № 374. — Вып. 27. — С. 57–61.
19. 5. Редин Е. К. Профессор Николай Федорович Сумцов. По поводу 25-летия ученопедагогической деятельности / Е. К. Редин. — Харьков, 1906. — 32 с.
20. 4. Редин Е. К. Профессор Н. Ф. Сумцов. К 30-й годовщине его учено-педагогической деятельности / Е. К. Редин. — Харьков, 1900. — 15 с.
21. 3. Кін О. М. Проблеми навчання і виховання в педагогічній спадщині М. Ф. Сумцова : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О. М. Кін. — Харьков, 2001. — 220 с.
22. 2. Иванов А. Е. Высшая школа Российской империи начала XX века / А. Е. Иванов // Вестник Российской академии наук. — 1997. — Т. 67. — С. 265–274.

Остальные статьи