В статье рассматривается обоснование принципа научности во второй половине XIX — начале ХХ века в педагогическом наследии К. Д. Ушинского. Автор описывает становление новой образовательной системы, в которой важное место отводится проблеме научности обучения в различных учебных заведениях Российской империи, формированию научного мировоззрения учащихся, целенаправленному обучению методам научного познания, стимулированию у обучаемых желания и интереса самостоятельно приобретать научные знания. Отмечается приоритетность задач научности высшего образования в исследуемый период. Представлены предпосылки появления в стране национальной научной педагогики и факторы, способствующие рассмотрению данной темы в научно-педагогических исследованиях К. Д. Ушинского. Отмечается вклад К. Д. Ушинского и его современников в разработку теории дидактических принципов, в развитие отечественной дидактики, представлен их совместный поиск эффективных форм и методов обучения для усвоения содержания образования в соответствии с требованиями научности. Рассмотрены прогрессивные идеи и педагогические рекомендации К. Д. Ушинского по вопросу профессионально-педагогического мастерства и научной деятельности педагога. Делается вывод о возможности творческого использования накопленного опыта в современных условиях.