Дата публикации: 01.04.2024

Содержание работы по формированию научной картины мира студентов-филологов в процессе изучения лингвистических дисциплин

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием научной картины мира студентов-филологов. На основе анализа научных источников, посвященных этой проблеме, определяется значение научной картины мира в процессе профессионального становления студентов-филологов; рассматриваются основные аспекты работы по формированию научной картины мира студентов-филологов; обосновывается важность усвоения терминологической лексики в процессе изучения лингвистических дисциплин. Автор предлагает тематический терминологический минимум по дисциплине «Введение в языкознание», приводит примеры приемов работы с лингвистической терминологией, способствующие формированию научного мировоззрения.




На протяжении многих лет одним из ведущих принципов в процессе вузовского обучения студентов разных профилей подготовки, в том числе и студентов-филологов, является принцип научности, который соответствует главной задаче образования в целом, такой как «передача накопленных поколениями знаний и культурных ценностей» [4, c. 63].

Как свидетельствует анализ научных источников [5; 8; 9; 11; 12; 14], в дидактике содержание данного принципа из года в год наполнялось новыми смыслами, однако в целом проецировалось в двух векторах: на отбор учебного материала и создание представлений о процессе научного познания. Такая точка зрения доминирует и в современной дидактике, подтверждением чему являются высказывания ученых: «содержание материала по каждому предмету должно соответствовать современному состоянию науки и включать в себя новейшие ее достижения» [14, с. 134] и только «твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения» [14, с. 134], то есть быть критерием отбора содержания обучения. В подтверждение второго направления приведем слова П. И. Пидкасистого, который, раскрывая содержание принципа научности, подчеркивает: «…ни в коем случае не следует сводить ознакомление учащихся с новыми идеями, восприятие нового к одному отдельному акту, а раскрывать каждое явление во всех новых связях и отношениях; раскрывать перед учащимися генезис научного знания, эмбриологию истины, методы и сложности познания, поощрять исследовательскую работу обучающихся» [9, c. 220].

В аспекте нашего исследования интересным представляется точка зрения В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова. Ученые, указывая на реализацию принципа научности как в учебное, так и внеучебное время, несколько расширяют традиционное представление и отмечают: «Последовательное осуществление принципа научности означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа» [12, с. 208].

На наш взгляд, именно такой подход к пониманию принципа научности отвечает задачам, которые стоят перед высшей школой, главная из них традиционно заключается в систематическом и углубленном изучении фундаментальных основ науки, в результате которого у обучающихся формируется научная картина мира.

Цель нашей статьи — определить содержание работы по формированию научной картины мира студентов-филологов в процессе изучения лингвистических дисциплин.

Список литературы

1. Азизова И. Ю. Формирование представлений учащихся о современной научной картине мира на основе организации самостоятельной работы при обучении биологии : монография / И. Ю. Азизова. — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — 130 с.
2. Алефиренко Н. Ф. Научное и обыденное в языковой картине мира [Электронный ресурс] / Н. Ф. Алиференко // Вестник ЧелГУ. — 2011. — № 24. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-i-obydennoe-v-yazykovoy-kartine-mira (дата обращения: 18.02.2024).
3. Астрономия и современная картина мира : сб. ст. / отв. ред. В. В. Казютинский. — Москва : ИФРАН, 1996. — 246 с.
4. Бордовская Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — Санкт-Петербург : Питер, 2006. — 304 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
5. Гайфутдинов А. М. Формирование дидактического принципа научности и доступности в истории отечественной педагогики (1935–2006) [Электронный ресурс] / А. М. Гайфутдинов // Казанский педагогический журнал. — 2009. — № 9–10. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a>
6. Кудрова И. А. Формирование представлений о современной научной картине мира в процессе исследовательской деятельности учащихся : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Кудрова. — Москва, 2007. — 23 с.
7. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / гл. ред. В. Н. Ярцева. — 2-е изд., доп. — Москва : Большая рос. энцикл., 2002. — 707, [2] с. : ил. — URL: <a href="https://les.academic.ru" target="_blank">https://les.academic.ru</a> (дата обращения: 18.02.2024).
8. Меретукова З. К. О дидактическом принципе научности и научном мировоззрении в контексте постнеклассической научной картины мира [Электронный ресурс] / З. К. Меретукова, А. Р. Чинзарова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педа
9. Педагогика : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2011. — 502 с.
10. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / М. В. Буланова-Топоркова и др. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов-наДону : Феникс, 2002. — 543 с.
11. Перминова Л. М. Развитие дидактического принципа научности в контексте современности [Электронный ресурс] / Л. М. Перминова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2015. — № 4 (25). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-didakticheskogo" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-didakticheskogo</a>
12. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — Москва : Академия, 2002. — 576 с.
13. Таланина А. А. Представление термина как коммуникативное микрособытие в жанре учебной лекции [Электронный ресурс] / А. А. Таланина // Филология: научные исследования. — 2020. — № 9. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenietermina-kak-kom" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenietermina-kak-kom</a>
14. Харламов И. Ф. Педагогика : учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям / И. Ф. Харламов. — Изд. 4-е, перераб. и доп. — Москва : Гардарики, 2005. — 516 с.
15. Черникова Е. О. Истоки становления профессиональной языковой картины мира [Электронный ресурс] / Е. О. Черникова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 6 (48): в 2-х ч. Ч. II. — C. 188–191. — URL: www.gramota. net/materials/2/
16. Чернова С. А. Научная картина мира как форма развития знания о реальности [Электронный ресурс] / С. А. Чернова // Вестник ВятГУ. — 2010. — № 4. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-kartina-mira-kak-forma-razvitiya-znaniya-o-realnosti (д

Остальные статьи