Содержание работы по формированию научной картины мира студентов-филологов в процессе изучения лингвистических дисциплин
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием научной картины мира студентов-филологов. На основе анализа научных источников, посвященных этой проблеме, определяется значение научной картины мира в процессе профессионального становления студентов-филологов; рассматриваются основные аспекты работы по формированию научной картины мира студентов-филологов; обосновывается важность усвоения терминологической лексики в процессе изучения лингвистических дисциплин. Автор предлагает тематический терминологический минимум по дисциплине «Введение в языкознание», приводит примеры приемов работы с лингвистической терминологией, способствующие формированию научного мировоззрения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2024 |
Страницы | 136-143 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_2_136 |
На протяжении многих лет одним из ведущих принципов в процессе вузовского обучения студентов разных профилей подготовки, в том числе и студентов-филологов, является принцип научности, который соответствует главной задаче образования в целом, такой как «передача накопленных поколениями знаний и культурных ценностей» [4, c. 63].
Как свидетельствует анализ научных источников [5; 8; 9; 11; 12; 14], в дидактике содержание данного принципа из года в год наполнялось новыми смыслами, однако в целом проецировалось в двух векторах: на отбор учебного материала и создание представлений о процессе научного познания. Такая точка зрения доминирует и в современной дидактике, подтверждением чему являются высказывания ученых: «содержание материала по каждому предмету должно соответствовать современному состоянию науки и включать в себя новейшие ее достижения» [14, с. 134] и только «твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения» [14, с. 134], то есть быть критерием отбора содержания обучения. В подтверждение второго направления приведем слова П. И. Пидкасистого, который, раскрывая содержание принципа научности, подчеркивает: «…ни в коем случае не следует сводить ознакомление учащихся с новыми идеями, восприятие нового к одному отдельному акту, а раскрывать каждое явление во всех новых связях и отношениях; раскрывать перед учащимися генезис научного знания, эмбриологию истины, методы и сложности познания, поощрять исследовательскую работу обучающихся» [9, c. 220].
В аспекте нашего исследования интересным представляется точка зрения В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова. Ученые, указывая на реализацию принципа научности как в учебное, так и внеучебное время, несколько расширяют традиционное представление и отмечают: «Последовательное осуществление принципа научности означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа» [12, с. 208].
На наш взгляд, именно такой подход к пониманию принципа научности отвечает задачам, которые стоят перед высшей школой, главная из них традиционно заключается в систематическом и углубленном изучении фундаментальных основ науки, в результате которого у обучающихся формируется научная картина мира.
Цель нашей статьи — определить содержание работы по формированию научной картины мира студентов-филологов в процессе изучения лингвистических дисциплин.