Дата публикации: 01.07.2023

Обоснование принципа научности в конце XIX — начале XX века в педагогическом наследии К. Д. Ушинского

Аннотация

В статье рассматривается обоснование принципа научности во второй половине XIX — начале ХХ века в педагогическом наследии К. Д. Ушинского. Автор описывает становление новой образовательной системы, в которой важное место отводится проблеме научности обучения в различных учебных заведениях Российской империи, формированию научного мировоззрения учащихся, целенаправленному обучению методам научного познания, стимулированию у обучаемых желания и интереса самостоятельно приобретать научные знания. Отмечается приоритетность задач научности высшего образования в исследуемый период. Представлены предпосылки появления в стране национальной научной педагогики и факторы, способствующие рассмотрению данной темы в научно-педагогических исследованиях К. Д. Ушинского. Отмечается вклад К. Д. Ушинского и его современников в разработку теории дидактических принципов, в развитие отечественной дидактики, представлен их совместный поиск эффективных форм и методов обучения для усвоения содержания образования в соответствии с требованиями научности. Рассмотрены прогрессивные идеи и педагогические рекомендации К. Д. Ушинского по вопросу профессионально-педагогического мастерства и научной деятельности педагога. Делается вывод о возможности творческого использования накопленного опыта в современных условиях.




Среди прогрессивных отечественных педагогов Российской империи в конце XIX века своими научными, новаторскими, педагогическими идеями выделялся К. Д. Ушинский, ставший основателем национальной научной педагогики. Прочная основа его научных педагогических воззрений была заложена еще с детства. Так, мать К. Д. Ушинского, Любовь Степановна, с самого раннего возраста развивала в нем любознательность, прививала ему любовь к чтению, чему во многом способствовало наличие в доме собранной его отцом, Дмитрием Григорьевичем, большой библиотеки. На формирование личности Ушинского во многом оказало влияние его дальнейшее обучение в гимназии, в которую он сразу пошел в 3-й класс благодаря хорошей семейной подготовке. Как отмечал сам К. Д. Ушинский, любовь к науке была привита ему в период обучения в НовгородСеверской гимназии благодаря усилиям профессора И. Ф. Тимковского, возглавившего данное учебное заведение в 1825 году.

И. Ф. Тимковский, проработав всю жизнь в университетской среде (начал карьеру с преподавания в Сенатском юнкерском институте в СанктПетербурге, затем продолжил ее профессором Харьковского университета), активно привлекал молодых гимназистов к научным чтениям, организовывал с ними научные диспуты на интересные темы, рассказывал о деятельности научных обществ, в которых состоял, знакомил с научной и педагогической литературой (брошюрами, научными статьями). Тимковский знакомил гимназистов с учениями Горация и Вергилия, с легкостью цитировал учащимся строки Библии, переводил научные труды Тацита, раскрывал суть римского права. Результатом его научного взаимодействия с учениками стал широкий научный кругозор гимназистов, их уважение к науке, стремление к собственным научным поискам и самообразованию. Уровень нравственного воспитания и научно-образовательный уровень обучающихся в Новгород-Северской гимназии при И. Ф. Тимковском во многом превосходили уровень учащихся других гимназий.

В период обучения К. Д. Ушинского в Московском университете в Российской империи начинает складываться особое отношение к науке, которая становится приоритетной составляющей парадигмы социально-культурных ценностей общества и меняет вектор развития от романтизма, идеализма, метафизики в сторону прогрессивных научных открытий и достижений, конкретных достоверных явлений. Значительным положительным изменениям в научном развитии высшей школы Российский империи способствовало принятие в 1835 году университетского устава. В результате в большинстве институтов и университетов страны в исследуемый период наблюдалось активное изменение в преподавательском составе. На смену старым педагогам, привыкшим читать лекции по неизменным на протяжении нескольких лет конспектам, пришли новые, прогрессивные преподаватели с новаторскими идеями, прочным запасом знаний, стремлением к научной жизни и желанием поднять университетскую науку на необходимый высокий уровень.

Во многих своих научных трудах К. Д. Ушинский отмечал, что такое сильное научное влияние Московского университета существенным и благотворным образом отразилось на нем и на его взглядах на науку в целом и педагогику в частности. Ушинский в своих статьях акцентировал внимание читателей на мастерстве своих педагогов (профессора, декана историко-филологического факультета Т. Н. Грановского, историка, профессора П. Н. Кудрявцева, правоведа, историка, профессора П. Г. Редкина, профессора А. И. Чивилева), отмечая их высокий научный и профессиональный потенциал [19; 21]. Данные педагоги активно занимались научно-исследовательской деятельностью и вовлекали в нее студенческую молодежь Московского университета. Так, Т. Н. Грановский предложил научный подход к изучению истории Древнего мира и Средневековья. Он стал основоположником научной историографии в Российской империи, обосновал вопрос научной разработки западноевропейского Средневековья.

К. Д. Ушинский отмечал красоту речи профессора на лекциях, убедительное изложение идейного смысла лекции, последовательность и логичность в представлении нового материала, простоту мысли, научную подтвержденность, аргументированность, доказательность представленных на лекции фактов и описанных явлений. К. Д. Ушинский отмечал, что профессор Грановский мотивировал студентов высказывать собственное мнение при обсуждении ошибочных или неподтвержденных лженаучных теорий и идей. Исследование показало, что именно Т. Н. Грановскому была посвящена первая из печатных научных работ К. Д. Ушинского «О камеральном образовании» 1848 года в 1-м томе его педагогических сочинений, в которой он, ориентируясь на римское право, говорил о защите граждан с помощью гражданского права. В статье прослеживается мысль о необходимости введения гражданского права в воспитательный процесс учащихся, начиная с обучения в школе. В концепции К. Д. Ушинского о народном воспитании данная мысль является основополагающей. Статья показывает четкую личную патриотическую позицию К. Д. Ушинского, зрелость и сформированность его научно-педагогических взглядов [19].

Список литературы

1. Миропольский С. И. Очерк главнейших практических положений педагогики / С. И. Миропольский // Семья и школа. — 1873. — № 10. — С. 507–530.
2. Чивилев А. И. Наука народного хозяйства и ее порицатели : Речь, произнесенная в торжественном собрании Моск. ун-та 25 сент. 1848 г. = De finibus certorum et probabilium in responsis medicorum forensium : Oratio. — Москва : Унив. тип., 1848. — 54 с.
3. Чернышевский Н. Г. Неизданные тексты, статьи, материалы, воспоминания / Н. Г. Чернышевский. — Саратов, 1926. — 224 с.
4. Собрание сочинений : в 11 т / К. Д. Ушинский ; ред. коллегия: А. М. Еголин (глав. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. — Москва ; Ленинград : Акад. пед. наук РСФСР, 1948–1952 (М. : Образ
5. 18. Толстой Л. Н. О народном образовании / Л. Н. Толстой. — Санкт-Петербург, 1875. — С. 20–27.
6. Сумцов Н. Ф. В пользу науки / Н. Ф. Сумцов // Южный край. — 1916.
7. Скаткин М. Н. Принципы обучения. Дидактика средней школы / М. Н. Скаткин. — Москва : Педагогика, 1982. — 216 с.
8. Редкин Петр Григорьевич // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / сост. П. А. Лебедев. — Москва, 1987. — С. 372–373.
9. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. — Москва : Педагогика, 1952. — 702 с.
10. Пискунов А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. : учеб. пособие для педагогических учебных заведений / А. И. Пискунов. — Москва : ТЦ Сфера, 2001. — 512 с.
11. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / И. Г. Песталоцци ; под ред. [и со вступ. статьей, с. 7–46] В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. — Москва : Педагогика, 1981. — 21 см. — (Педагогическая библиотека / Акад. пед. наук СССР). Т. 1.
12. Алчевская Х. Д. Передуманное и пережитое. Дневники, письма, воспоминания / Х. Д. Алчевская. — Москва, 1912. — С. 256.
13. Менделеев Д. И. Границ познанию предвидеть невозможно / Д. И. Менделеев. — Москва : Сов. Россия, 1991. — 592 с.
14. Мельгунов С. Из истории студенческих обществ в русских университетах / С. Мельгунов. — Москва : журн. «Правда», 1904. — [2], 71 с.; 24.
15. Корф Н. А. Наши педагогические вопросы / Н. А. Корф. — Москва, 1882. — [4], 410 с.
16. Кларин В. М. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / В. М. Кларин. — Москва : Педагогика, 1989. — 416 с.
17. Кареев Н. И. Письма к учащейся молодежи о самообразовании / Н. И. Кареев. — Санкт-Петербург : Тип. М. М. Стасюлевича, 1894. — 203 с.
18. Духнович А. В. Избранные сочинения Александра В. Духновича : Стихи и проза. — Ужгород : УНИО, 1941. — 48 с.
19. Добролюбов Н. А. Педагогические сочинения / Н. А. Добролюбов. — Москва : Учпедгиз, 1949 (Л. : тип. «Печат. Двор»). — 624 с.
20. Вахтеров В. П. Всеобщее обучение / В. П. Вахтеров // Русская мысль. — 1879. — № 7. — 36 с.
21. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Бунаков. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 412 с.

Остальные статьи