Обоснование принципа научности в конце XIX — начале XX века в педагогическом наследии К. Д. Ушинского
Аннотация
В статье рассматривается обоснование принципа научности во второй половине XIX — начале ХХ века в педагогическом наследии К. Д. Ушинского. Автор описывает становление новой образовательной системы, в которой важное место отводится проблеме научности обучения в различных учебных заведениях Российской империи, формированию научного мировоззрения учащихся, целенаправленному обучению методам научного познания, стимулированию у обучаемых желания и интереса самостоятельно приобретать научные знания. Отмечается приоритетность задач научности высшего образования в исследуемый период. Представлены предпосылки появления в стране национальной научной педагогики и факторы, способствующие рассмотрению данной темы в научно-педагогических исследованиях К. Д. Ушинского. Отмечается вклад К. Д. Ушинского и его современников в разработку теории дидактических принципов, в развитие отечественной дидактики, представлен их совместный поиск эффективных форм и методов обучения для усвоения содержания образования в соответствии с требованиями научности. Рассмотрены прогрессивные идеи и педагогические рекомендации К. Д. Ушинского по вопросу профессионально-педагогического мастерства и научной деятельности педагога. Делается вывод о возможности творческого использования накопленного опыта в современных условиях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 03/2023 |
Страницы | 38-51 |
УДК | 37.013 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_3_38 |
Среди прогрессивных отечественных педагогов Российской империи в конце XIX века своими научными, новаторскими, педагогическими идеями выделялся К. Д. Ушинский, ставший основателем национальной научной педагогики. Прочная основа его научных педагогических воззрений была заложена еще с детства. Так, мать К. Д. Ушинского, Любовь Степановна, с самого раннего возраста развивала в нем любознательность, прививала ему любовь к чтению, чему во многом способствовало наличие в доме собранной его отцом, Дмитрием Григорьевичем, большой библиотеки. На формирование личности Ушинского во многом оказало влияние его дальнейшее обучение в гимназии, в которую он сразу пошел в 3-й класс благодаря хорошей семейной подготовке. Как отмечал сам К. Д. Ушинский, любовь к науке была привита ему в период обучения в НовгородСеверской гимназии благодаря усилиям профессора И. Ф. Тимковского, возглавившего данное учебное заведение в 1825 году.
И. Ф. Тимковский, проработав всю жизнь в университетской среде (начал карьеру с преподавания в Сенатском юнкерском институте в СанктПетербурге, затем продолжил ее профессором Харьковского университета), активно привлекал молодых гимназистов к научным чтениям, организовывал с ними научные диспуты на интересные темы, рассказывал о деятельности научных обществ, в которых состоял, знакомил с научной и педагогической литературой (брошюрами, научными статьями). Тимковский знакомил гимназистов с учениями Горация и Вергилия, с легкостью цитировал учащимся строки Библии, переводил научные труды Тацита, раскрывал суть римского права. Результатом его научного взаимодействия с учениками стал широкий научный кругозор гимназистов, их уважение к науке, стремление к собственным научным поискам и самообразованию. Уровень нравственного воспитания и научно-образовательный уровень обучающихся в Новгород-Северской гимназии при И. Ф. Тимковском во многом превосходили уровень учащихся других гимназий.
В период обучения К. Д. Ушинского в Московском университете в Российской империи начинает складываться особое отношение к науке, которая становится приоритетной составляющей парадигмы социально-культурных ценностей общества и меняет вектор развития от романтизма, идеализма, метафизики в сторону прогрессивных научных открытий и достижений, конкретных достоверных явлений. Значительным положительным изменениям в научном развитии высшей школы Российский империи способствовало принятие в 1835 году университетского устава. В результате в большинстве институтов и университетов страны в исследуемый период наблюдалось активное изменение в преподавательском составе. На смену старым педагогам, привыкшим читать лекции по неизменным на протяжении нескольких лет конспектам, пришли новые, прогрессивные преподаватели с новаторскими идеями, прочным запасом знаний, стремлением к научной жизни и желанием поднять университетскую науку на необходимый высокий уровень.
Во многих своих научных трудах К. Д. Ушинский отмечал, что такое сильное научное влияние Московского университета существенным и благотворным образом отразилось на нем и на его взглядах на науку в целом и педагогику в частности. Ушинский в своих статьях акцентировал внимание читателей на мастерстве своих педагогов (профессора, декана историко-филологического факультета Т. Н. Грановского, историка, профессора П. Н. Кудрявцева, правоведа, историка, профессора П. Г. Редкина, профессора А. И. Чивилева), отмечая их высокий научный и профессиональный потенциал [19; 21]. Данные педагоги активно занимались научно-исследовательской деятельностью и вовлекали в нее студенческую молодежь Московского университета. Так, Т. Н. Грановский предложил научный подход к изучению истории Древнего мира и Средневековья. Он стал основоположником научной историографии в Российской империи, обосновал вопрос научной разработки западноевропейского Средневековья.
К. Д. Ушинский отмечал красоту речи профессора на лекциях, убедительное изложение идейного смысла лекции, последовательность и логичность в представлении нового материала, простоту мысли, научную подтвержденность, аргументированность, доказательность представленных на лекции фактов и описанных явлений. К. Д. Ушинский отмечал, что профессор Грановский мотивировал студентов высказывать собственное мнение при обсуждении ошибочных или неподтвержденных лженаучных теорий и идей. Исследование показало, что именно Т. Н. Грановскому была посвящена первая из печатных научных работ К. Д. Ушинского «О камеральном образовании» 1848 года в 1-м томе его педагогических сочинений, в которой он, ориентируясь на римское право, говорил о защите граждан с помощью гражданского права. В статье прослеживается мысль о необходимости введения гражданского права в воспитательный процесс учащихся, начиная с обучения в школе. В концепции К. Д. Ушинского о народном воспитании данная мысль является основополагающей. Статья показывает четкую личную патриотическую позицию К. Д. Ушинского, зрелость и сформированность его научно-педагогических взглядов [19].