Изучение последователями Выготского генезиса произвольной активности привело к идеям деятельностного подхода, к концу 50-х годов прижившимся в Московском методологическом кружке (Щедровицкий, Лефевр, Давыдов и др.). В начале 90-х было официально объявлено главенство деятельностного подхода в отечественном образовании, вопреки справедливой критике от сторонников информационно-потребностной концепции человека, разработанной Симоновым и Ершовым (на основе идей Сеченова и Станиславского). В их концепции учитывалась нацеленность любых потребностей либо на сохранение уже достигнутого, либо на всё новое развитие (с неизбежным отрицанием ранее достигнутого). Связь этой дихотомии с положительными и отрицательными эмоциями по-новому раскрывала роль игровой деятельности в трансформациях актуальных потребностных доминант человека.