Дата публикации: 01.01.2024

Метод простых физических действий К. С. Станиславского на школьном уроке — «золотой ключик» к учебно-познавательной деятельности? Или дегенеративная «движуха»?

Аннотация

Использование игр в образовании зависит от направления обучения: 1) на овладение профессиональным педантизмом или 2) на овладение профессиональной виртуозностью. Метод простых физических действий Станиславского помогает решать педагогические проблемы школьных уроков: не только тем, что предупреждает желание учеников отказываться от выполнения учительских заданий, но и тем, что оказывает педагогам методическую поддержку в освобождении процесса обучения детей от культа осознанности, насаждаемой мыследеятельностной педагогикой и нарушающей естественные связи развития индивидуальной любознательности у школьников с их природным бескорыстием.




Первая беседа из цикла о психологии игры, игрового поведения и игровых приёмов обучения 

О поучительном диалоге и четырёх «узелках на память»

В Вестнике Московского университета (серия 20 «Педагогическое образование») в 2014 году была опубликована статья замдекана по научной работе факультета педагогического образования А. В. Боровских — доктора физико-математических наук, профессора факультета  педагогического образования МГУ. Целью написания статьи стала задача убедить читателей, во-первых, в том, что педагог (учитель в школе, преподаватель в вузе), употребляя игры не к месту, тянет развитие детей (или студентов) назад, а не вперед [1, с. 7]. А во-вторых, что игра, «проведённая как простое действие», в основном «никакого влияния на развитие человека не производит». То есть игра — в лучшем случае! — оказывается простой и бесполезной «движухой». Потому что развитие возникает только тогда, когда всё произошедшее на игре проходит тщательнейшую рефлексию [1, с. 13].

Подчеркнём, что доходчивость авторского повествования создаёт впечатление убедительности приводимых в статье аргументов. Профессор начинает со справедливого утверждения, что слова «даны человеку для различения, а не для смешения понятий, для прояснения, а не для затуманивания сути дела» [1, с. 3] (выделено мною. — В. Б.). Жаль, что суть этого замечательного тезиса оказалась никак не реализованной самим профессором МГУ в его же собственной статье.

В параграфе «Игра бывает антипедагогична» А. В. Боровских приводит, по его мнению, поучительный диалог, однажды случившийся на его курсах повышения квалификации учителей. Шло обсуждение монографии Д. Б. Эльконина «Психология игры». И одна из слушательниц, резюмируя прозвучавшие мнения, во всеуслышание и весьма уверенно заявила, что вообще играть всегда хорошо и полезно. На что, как пишет Боровских, он не преминул тут же уточнить: действительно ли всегда? На что получил уверенный ответ: «Конечно, ведь это и приятно, и интересно!»

Список литературы

1. Simonov P. V. Emotsional’nyi mozg / P. V. Simonov. — Moskva : Nauka, 1981. — 216 s.
2. 8. Симонов П.В.Эмоциональный мозг / П. В.Симонов. — Москва : Наука, 1981. — 216 с.
3. Simonov P. V. Proiskhozhdenie dukhovnosti / P. V. Simonov, P. M. Ershov, Yu. P. Vyazemskii. — Moskva : Nauka, 1989. — 352 s.
4. 7. Симонов П. В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский. — Москва : Наука, 1989. — 352 с.
5. Ershova A. P. Vozvrashchenie k talantu: Pedagogam o sotsio-igrovom stile raboty / V. M. Bukatov, A. P. Ershova. — Krasnoyarsk : AKME, 1999. — 222 s.
6. 6. Ершова А. П. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы / В. М. Букатов, А. П. Ершова. — Красноярск : АКМЭ, 1999. — 222 с.
7. Ershov P. M. Skrytaya logika strastei, chuvstv i postupkov / P. M. Ershov. — Dubna, 2009. — 712 s.
8. 5. Ершов П. М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков / П. М. Ершов. — Дубна, 2009. — 712 с.
9. Bukatov V. M. Empiricheskie puti izucheniya neosoznavaemogo: KhKh vek o «novizne» i «beskorystii» kak psikhicheskikh fenomenakh/ V.M.Bukatov// Fel’dshteinovskie chteniya : materialy I Mezhvuz. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 16 maya 2017 g.). — Moskva, 2017.
10. 4. Букатов В. М. Эмпирические пути изучения неосознаваемого: ХХ век о «новизне» и «бескорыстии» как психических феноменах / В. М. Букатов // Фельдштейновские чтения : материалы I Межвуз. науч.-практ. конф. (Москва, 16 мая 2017 г.). — Москва, 2017. — С. 10
11. Bukatov V. M. K sopostavleniyu «mediagermenevtiki», voploshchayushchei vzglyady N. G. Alekseeva o refleksii, s «dramogermenevtikoi», voploshchayushchei vzglyady K. S. Alekseeva (Stanislavskogo) o sverkhsoznanii / V. M. Bukatov // Deyatel’nostnaya pedagogi
12. 3. Букатов В. М. К сопоставлению «медиагерменевтики», воплощающей взгляды Н. Г. Алексеева о рефлексии, с «драмогерменевтикой», воплощающей взгляды К. С. Алексеева (Станиславского) о сверхсознании / В. М. Букатов // Деятельностная педагогика и педагогическ
13. Bukatov V. M. Dramogermenevtika (1994) i mediagermenevtika (2014): pedagogicheskie versii (v dvukh chastyakh sopostavlenii) / V. M. Bukatov // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. — 2023. — № 2 (69). — S. 18–38.
14. 2. Букатов В. М. Драмогерменевтика (1994) и медиагерменевтика (2014): педагогические версии (в двух частях сопоставлений) / В. М. Букатов // Новое в психологопедагогических исследованиях. — 2023. — № 2 (69). — С. 18–38.
15. Borovskikh A. V. Igra kak sotsial’naya i pedagogicheskaya problema / A. V. Borovskikh // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20, Pedagogicheskoe obrazovanie. — 2014. — № 4. — S. 3–14.
16. 1. Боровских А. В. Игра как социальная и педагогическая проблема / А. В. Боровских // Вестник Московского университета. Серия 20, Педагогическое образование. — 2014. — № 4. — С. 3–14. Borovskikh A. V. Igra kak sotsial’naya i pedagogicheskaya problema / A.

Остальные статьи