Метод простых физических действий К. С. Станиславского на школьном уроке — «золотой ключик» к учебно-познавательной деятельности? Или дегенеративная «движуха»?
Аннотация
Использование игр в образовании зависит от направления обучения: 1) на овладение профессиональным педантизмом или 2) на овладение профессиональной виртуозностью. Метод простых физических действий Станиславского помогает решать педагогические проблемы школьных уроков: не только тем, что предупреждает желание учеников отказываться от выполнения учительских заданий, но и тем, что оказывает педагогам методическую поддержку в освобождении процесса обучения детей от культа осознанности, насаждаемой мыследеятельностной педагогикой и нарушающей естественные связи развития индивидуальной любознательности у школьников с их природным бескорыстием.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 108-130 |
УДК | 37.022 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_108 |
Первая беседа из цикла о психологии игры, игрового поведения и игровых приёмов обучения
О поучительном диалоге и четырёх «узелках на память»
В Вестнике Московского университета (серия 20 «Педагогическое образование») в 2014 году была опубликована статья замдекана по научной работе факультета педагогического образования А. В. Боровских — доктора физико-математических наук, профессора факультета педагогического образования МГУ. Целью написания статьи стала задача убедить читателей, во-первых, в том, что педагог (учитель в школе, преподаватель в вузе), употребляя игры не к месту, тянет развитие детей (или студентов) назад, а не вперед [1, с. 7]. А во-вторых, что игра, «проведённая как простое действие», в основном «никакого влияния на развитие человека не производит». То есть игра — в лучшем случае! — оказывается простой и бесполезной «движухой». Потому что развитие возникает только тогда, когда всё произошедшее на игре проходит тщательнейшую рефлексию [1, с. 13].
Подчеркнём, что доходчивость авторского повествования создаёт впечатление убедительности приводимых в статье аргументов. Профессор начинает со справедливого утверждения, что слова «даны человеку для различения, а не для смешения понятий, для прояснения, а не для затуманивания сути дела» [1, с. 3] (выделено мною. — В. Б.). Жаль, что суть этого замечательного тезиса оказалась никак не реализованной самим профессором МГУ в его же собственной статье.
В параграфе «Игра бывает антипедагогична» А. В. Боровских приводит, по его мнению, поучительный диалог, однажды случившийся на его курсах повышения квалификации учителей. Шло обсуждение монографии Д. Б. Эльконина «Психология игры». И одна из слушательниц, резюмируя прозвучавшие мнения, во всеуслышание и весьма уверенно заявила, что вообще играть всегда хорошо и полезно. На что, как пишет Боровских, он не преминул тут же уточнить: действительно ли всегда? На что получил уверенный ответ: «Конечно, ведь это и приятно, и интересно!»