Предлагается новая интерпретация известного произведения Михаила Пришвина «Кащеева цепь». Излагаются основные идеи авторской концепции онтогенеза: различение детства и становление личности, представление о культурах жизни. Затем с опорой на произведение «Кащеева цепь» как эмпирический материал анализируется детство Курымушки-Алпатова: ситуация «прамы», осмысление взрослого мира с помощью схем, сказки и метафор, расширение самостоятельности ребенка в рамках прамы, отношение к матери героя и гувернантке Маше. Намечается следующий раздел исследования — характеристика становления личности Курымушки-Алпатова. Здесь рассматриваются: распадение прамы, глубокий кризис развития, переключение отношений на детское сообщество, формирование мышления, первые самостоятельные поступки, колебания в плане самоопределения личности.