Дата публикации: 01.10.2023

Континуумы социальных репрезентаций жизненного пути студенчества

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных средствами метафоры у студентов и респондентов, завершивших обучение в высшем учебном заведении. В исследовании приняли участие 267 респондентов в возрасте от 17 до 55 лет (31 мужчина и 236 женщин). На основании проведенного исследования на теоретическом уровне были выделены и обоснованы континуумы социальных репрезентаций жизненного пути и в соответствии с ними предложен авторский подход к анализу данных, полученных в метафорических эссе. Были получены данные, свидетельствующие о специфике социальных репрезентаций студентов, выраженных средствами метафор.




Введение

Внимание к вопросу социальных репрезентаций определяется как различными социальными преобразованиями общества в целом, так и желанием ученых определить специфические характеристики определенных социальных групп в частности. В рамках нашего исследования ключевое значение имеет феномен, относительно которого строится представление. В качестве рассматриваемого феномена выступает жизненный путь. Ученые предпринимали различные попытки подвергнуть анализу восприятие жизненного пути, однако интересным является желание исследователей разделить его на элементы. В свою очередь, холистический подход [19] к представлениям о жизненном пути может быть реализован на стыке трех феноменов: социальных репрезентаций, жизненного пути и метафоры, поскольку именно средствами метафоры возможно выразить целостное представление о жизненном пути. Применение метафоры позволит исключить вероятность изучения частей изолированно от целого, в связи с тем что именно в метафоре проявляется образное соединение различных установок, знаний, ценностных ориентаций, смыслов и др., содержащихся в рамках социальной действительности и объясняющих ее [17].

Основу социальной репрезентации составляет социальное знание, наполненное символическим содержанием. По мнению С. Московичи, «представление = образ/значение» [18, p. 31]. В репрезентации происходит объединение процессов восприятия и мышления. Ученый так определяет социальные репрезентации: «Правомерно предположить, что любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, тем или иным образом являются социальными представлениями» [10, с. 5]. Подход С. Московичи в своей основе содержит положения о динамике и структуре социальных репрезентаций, автор рассматривает социальные представления как феномен и характеризует социальные репрезентации как специфический способ коммуникации и понимания, который, по его мнению, «создает реальность и здравый смысл» [18, p. 30]. Данное положение позволяет рассматривать метафору именно в качестве средства социальной репрезентации жизненного пути. Особое значение имеет положение о том, что социум в процессе своего развития продуцирует новые метафорические образы, формирующие психологическую реальность субъекта жизненного пути [5].

В работах исследователей, рассматривающих проблему жизненного пути, представляется возможным определить его ключевые характеристики, которые при дальнейшем изучении образуют континуумы, определение которых произведено с опорой на идею, предложенную И. Б. Бовиной [2] в рамках диссертационного исследования.

На протяжении своего жизненного пути человек, с одной стороны, предстает как уникальная личность, а с другой — как социальная единица [11], что, в свою очередь, делает возможным существование континуума «индивидуализация — социальность».

Список литературы

1. Kuzneczova, S. A. Prostranstvenno-vremenny`e i lichnostny`e aspekty` zhiznennogo puti severyan: dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.03 / Kuzneczova Snezhana Anatol`evna. — Moskva, 1999. — 190 s.
2. 10. Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16, № 1. — С. 3–18.
3. Moskovichi, S. Social`noe predstavlenie: istoricheskij vzglyad / S. Moskovichi // Psixologicheskij zhurnal. — 1995. — T. 16, № 1. — S. 3–18.
4. 11. Мухина, В. С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты / В. С. Мухина. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Национальный книжный центр, 2014. — 1090 с.
5. Muxina, V. S. Lichnost`: Mify` i Real`nost`: Al`ternativny`j vzglyad. Sistemny`j podxod. Innovacionny`e aspekty` / V. S. Muxina. — 4-e izd., ispr. i dop. — Moskva: Nacional`ny`j knizhny`j centr, 2014. — 1090 s.
6. 12. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 512 с.
7. Rubinshtejn, S. L. By`tie i soznanie. Chelovek i mir / S. L. Rubinshtejn. — SanktPeterburg: Piter, 2003. — 512 s.
8. 13. Саликова, Э. М. В. Критерии анализа социальных репрезентаций жизненного пути студенчества, выраженных средствами метафор / Э. М. В. Саликова // International Journal of Medicine and Psychology. — 2020. — Т. 3, № 4. — С. 48–53. — EDN: CFQPSO
9. Salikova, E`. M. V. Kriterii analiza social`ny`x reprezentacij zhiznennogo puti studenchestva, vy`razhenny`x sredstvami metafor / E`. M. V. Salikova // International Journal of Medicine and Psychology. — 2020. — T. 3, № 4. — S. 48–53. — EDN: CFQPSO
10. 14. Сапогова, Е. Е. Преодоление лиминальности как способ личностного жизнетворчества / Е. Е. Сапогова // Культурно-историческая психология. — 2009. — № 1. — С. 49–56.
11. Sapogova, E. E. Preodolenie liminal`nosti kak sposob lichnostnogo zhiznetvorchestva / E. E. Sapogova // Kul`turno-istoricheskaya psixologiya. — 2009. — № 1. — S. 49–56.
12. 15. Шилова, Н. П. Формирование жизненного пространства в юношеском возрасте / Н. П. Шилова // Психология и психотехника. — 2023. — № 2. — С. 11–23.
13. Shilova, N. P. Formirovanie zhiznennogo prostranstva v yunosheskom vozraste / N. P. Shilova // Psixologiya i psixotexnika. — 2023. — № 2. — S. 11–23.
14. 16. Buhler, C. The course of human life: A study of goals in the humanistic perspective / C. Buhler, F. Massarik. — New York: Springer, 1968. — 422 p.
15. 17. Moscovici, S. The history and actuality of social representations / S. Moscovici // The psychology of the social / ed. by U. Flick. — Cambridge, 1998. — P. 209–247.
16. 18. Moscovici, S. The phenomenon of social representations / S. Moscovici // Social representations: Explorations in social psychology / ed. by G. Duveen. — New York University Press, 2000. — P. 18–77.
17. 19. Smuts, J. C. Holism and Evolution / J. C. Smuts. — New York: The Macmillian Company, 1926. — 362 p.
18. 1.Андрюшкова, Н. П. Особенности событийной наполненности и оценки значимых жизненных ситуаций у лиц с разным уровнем личностной зрелости / Н. П. Андрюшкова // Вестник Государственного университета управления. — 2022. — № 12. — C. 197–206.
19. Andryushkova, N. P. Osobennosti soby`tijnoj napolnennosti i ocenki znachimy`x zhiznenny`x situacij u licz s razny`m urovnem lichnostnoj zrelosti / N. P. Andryushkova // Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya. — 2022. — № 12. — S. 197–206.
20. 2. Бовина, И. Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / Бовина Инна Борисовна. — Москва, 2009. — 473 с.
21. Bovina, I. B. Social`ny`e predstavleniya o zdorov`e i bolezni: struktura, dinamika, mexanizmy`: dis. ... d-ra psixol. nauk: 19.00.05 / Bovina Inna Borisovna. — Moskva, 2009. — 473 s.
22. 3. Бовина, И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие / И. Б. Бовина // Социологический журнал. — 2015. — № 3. — С. 5–20.
23. Bovina, I. B. Teoriya social`ny`x predstavlenij: istoriya i sovremennoe razvitie / I. B. Bovina // Sociologicheskij zhurnal. — 2015. — № 3. — S. 5–20.
24. 4. Бочавер, А. А. Метафора как способ внутренней репрезентации жизненного пути личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Бочавер Александра Алексеевна. — Москва, 2010. — 220 с.
25. Bochaver, A. A. Metafora kak sposob vnutrennej reprezentacii zhiznennogo puti lichnosti : dis. ... kand. psixol. nauk : 19.00.01 / Bochaver Aleksandra Alekseevna. — Moskva, 2010. — 220 s.
26. 5. Вачков, И. В. Метафора как средство психологической работы с педагогами / И. В. Вачков // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2015. — № 5. — С. 68–74.
27. Vachkov, I. V. Metafora kak sredstvo psixologicheskoj raboty` s pedagogami / I.V.Vachkov // Vestnik Baltijskogo federal`nogo universiteta im. I. Kanta. — 2015. — № 5. — S. 68–74.
28. 6. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. — Киев: Наукова думка, 1984. — 207 с.
29. Golovaxa, E. I. Psixologicheskoe vremya lichnosti / E. I. Golovaxa, A. A. Kronik. — Kiev: Naukova dumka, 1984. — 207 s.
30. 7. Гришина, Н. В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация / Н. В. Гришина // Психологические исследования. — 2011. — № 3 (17). — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> psystudy.ru/0421100116/ 0029 (дата обращения: 20.11.2023).
31. Grishina, N. V. Zhiznenny`e scenarii: normativnost` i individualizaciya / N. V. Grishina // Psixologicheskie issledovaniya. — 2011. — № 3 (17). — URL: <a href="http://psystudy." target="_blank">http://psystudy.</a> ru/0421100116/ 0029 (data obrashheniya: 20.11.2023).
32. 8. Ковалев, В. И. Особенности личностной организации времени жизни / В. И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории. — Москва, 1995. — С. 179–185.
33. Kovalev, V. I. Osobennosti lichnostnoj organizacii vremeni zhizni / V. I. Kovalev // Gumanisticheskie problemy` psixologicheskoj teorii. — Moskva, 1995. — S. 179–185.
34. 9. Кузнецова, С. А. Пространственно-временные и личностные аспекты жизненного пути северян: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Кузнецова Снежана Анатольевна. — Москва, 1999. — 190 с.

Остальные статьи