Континуумы социальных репрезентаций жизненного пути студенчества
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных средствами метафоры у студентов и респондентов, завершивших обучение в высшем учебном заведении. В исследовании приняли участие 267 респондентов в возрасте от 17 до 55 лет (31 мужчина и 236 женщин). На основании проведенного исследования на теоретическом уровне были выделены и обоснованы континуумы социальных репрезентаций жизненного пути и в соответствии с ними предложен авторский подход к анализу данных, полученных в метафорических эссе. Были получены данные, свидетельствующие о специфике социальных репрезентаций студентов, выраженных средствами метафор.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2023 |
Страницы | 216-224 |
УДК | 316.6 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_4_216 |
Введение
Внимание к вопросу социальных репрезентаций определяется как различными социальными преобразованиями общества в целом, так и желанием ученых определить специфические характеристики определенных социальных групп в частности. В рамках нашего исследования ключевое значение имеет феномен, относительно которого строится представление. В качестве рассматриваемого феномена выступает жизненный путь. Ученые предпринимали различные попытки подвергнуть анализу восприятие жизненного пути, однако интересным является желание исследователей разделить его на элементы. В свою очередь, холистический подход [19] к представлениям о жизненном пути может быть реализован на стыке трех феноменов: социальных репрезентаций, жизненного пути и метафоры, поскольку именно средствами метафоры возможно выразить целостное представление о жизненном пути. Применение метафоры позволит исключить вероятность изучения частей изолированно от целого, в связи с тем что именно в метафоре проявляется образное соединение различных установок, знаний, ценностных ориентаций, смыслов и др., содержащихся в рамках социальной действительности и объясняющих ее [17].
Основу социальной репрезентации составляет социальное знание, наполненное символическим содержанием. По мнению С. Московичи, «представление = образ/значение» [18, p. 31]. В репрезентации происходит объединение процессов восприятия и мышления. Ученый так определяет социальные репрезентации: «Правомерно предположить, что любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, тем или иным образом являются социальными представлениями» [10, с. 5]. Подход С. Московичи в своей основе содержит положения о динамике и структуре социальных репрезентаций, автор рассматривает социальные представления как феномен и характеризует социальные репрезентации как специфический способ коммуникации и понимания, который, по его мнению, «создает реальность и здравый смысл» [18, p. 30]. Данное положение позволяет рассматривать метафору именно в качестве средства социальной репрезентации жизненного пути. Особое значение имеет положение о том, что социум в процессе своего развития продуцирует новые метафорические образы, формирующие психологическую реальность субъекта жизненного пути [5].
В работах исследователей, рассматривающих проблему жизненного пути, представляется возможным определить его ключевые характеристики, которые при дальнейшем изучении образуют континуумы, определение которых произведено с опорой на идею, предложенную И. Б. Бовиной [2] в рамках диссертационного исследования.
На протяжении своего жизненного пути человек, с одной стороны, предстает как уникальная личность, а с другой — как социальная единица [11], что, в свою очередь, делает возможным существование континуума «индивидуализация — социальность».