В статье задается способ анализа этической составляющей человеческой жизни. В случае примата сознательного способа регуляции поведения регулирующий принцип перемещается в зону отношений между людьми, осуществляемых в коммуникации, которая оформляет процессы как горизонтального, так и вертикального сотрудничества в целенаправленной организации поведения. Согласованная ответственность выступает как характеристика поведения, в которой происходит объективация сознательной субъектности человека. Задачей воспитания является «установка» сознательной ориентации в пространстве речемыслительных контекстов между людьми, принимающими участие в совместных видах деятельности. В этом взаимодействии мы выделяем кризисные точки, регулирующие контакт (страх, стыд и вина), и рассматриваем коммуникативные и позиционные стратегии, позволяющие или не позволяющие этой ориентации и поведению быть в самом широком понимании эффективными и направленными на сотрудничество.