Саморазвитие в социальном развитии человека
Аннотация
В статье рассматривается понятие саморазвития. Утверждается его механизм. Проникновение в мир подразумевает также развитие внутреннего, психического, плана деятельности и содержание как отношение со значимыми людьми на сообразном уровне ответственности, чем определяется актуальное содержание саморазвития. Связываются понятия свободы и самостной реализации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2022 |
Страницы | 137-140 |
УДК | 159.9.01 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_3_137 |
Саморазвитие, что это значит? Мы можем рассматривать этот процесс как с максимально удаленной, теоретической, так и с максимально приближенной к субъекту, практической, точки зрения. Однако все уровни ответа на вопрос потенциально в нем содержатся и могут стать актуальными при том или ином способе вопрошания.
Определяя цель психического развития и его основную особенность, С. Л. Рубинштейн пишет: «Сущность психического развития заключается в развитии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности; переход к высшей ступени всегда выражается в расширяющейся возможности познавательного и действенного проникновения в действительность. Это проникновение во внешнее объективное бытие неразрывно связано как с оборотной своей стороной с развитием внутреннего психического плана деятельности. <…> Каждая психическая функция и каждый акт поведения всегда являются внутренне противоречивым единством выделения индивида из среды и связи его с ней. В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все больше связывается с ней, — связывается, выделяясь» [4, с. 98].
Итак, цель — расширяющаяся возможность подготовиться к действиям, активности. Особенность — на каждом новом этапе выделение индивида в его новых связях с этой действительностью.
В силу того что мы уже Homo sapiens, наше бытие разворачивается одновременно в разных зонах представленности, каждая из которых как имеет самостоятельный характер, так и неизбежно отражается во всех остальных. Индивидуальное чувство голода ведет к социально оформленному личностному поведению, в котором проявляется индивид как субъект этого действия. Здесь вопросы культурной формы [1].
Связь между индивидом и субъектом выражена в явлении индивидуальной ответственности [5].