Отмечается, что с кибернетических позиций историческая обусловленность образования является следствием и проявлением именно системной целостности Человечества, определяемой его глубинной структурой — кибернетическими механизмами самоуправления (иерархической адаптивной поисковой оптимизацией целевых критериев энергетического характера). Используя предложенный автором информатико-кибернетический подход, перечислены основные исторические этапы формирования познавательных областей образования, совпадающие с этапами возникновения новых информационных и производственных технологий, а также расширения диапазона осваиваемых субъектами этапов пространственных характеристик макро- и микромира. Указывается, что возникшая исторически «вчера» и лидирующая на сегодня «оперативно дальнодействующая» информационная технология телекоммуникаций кардинальным образом изменяет всю структуру и содержание образования на планете — в чем-то позитивным, а в чем-то и негативным для человека образом.