Дата публикации: 27.08.2022

Историческая обусловленность образования как феномена системной целостности Человечества

Аннотация

Отмечается, что с кибернетических позиций историческая обусловленность образования является следствием и проявлением именно системной целостности Человечества, определяемой его глубинной структурой — кибернетическими механизмами самоуправления (иерархической адаптивной поисковой оптимизацией целевых критериев энергетического характера). Используя предложенный автором информатико-кибернетический подход, перечислены основные исторические этапы формирования познавательных областей образования, совпадающие с этапами возникновения новых информационных и производственных технологий, а также расширения диапазона осваиваемых субъектами этапов пространственных характеристик макро- и микромира. Указывается, что возникшая исторически «вчера» и лидирующая на сегодня «оперативно дальнодействующая» информационная технология телекоммуникаций кардинальным образом изменяет всю структуру и содержание образования на планете — в чем-то позитивным, а в чем-то и негативным для человека образом.




Введение Зададимся вопросом: существует ли историческая обусловленность образования? Положительный ответ на него — в общем виде — достаточно очевиден. Но в наши дни становится все более актуальным требование переходить от качественной его аргументации к количественной, эмпирической или модельной.

Последнюю, в контексте наблюдаемого в реальности феномена системной целостности Человечества, можно получить, опираясь на авторскую информатико-кибернетическую модель (ИКМ) самоуправляющейся иерархосетевой системы Человечества в его историческом развитии, особое место в которой занимают информационные технологии (ИТ) общения между людьми [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10].

Об информатико-кибернетическом моделировании системы Человечества В рамках информатико-кибернетического подхода к моделированию Человечества как системной целостности предполагается, что процессы приспособительного поведения всех основных иерархических составляющих в ней наиболее адекватно воспроизводятся с помощью кибернетических механизмов самоуправления — иерархической адаптивной поисковой оптимизации целевых критериев энергетического характера с закреплением ее результатов в форме системной памяти соответствующих иерархических подсистем (рис. 1, 2). Подобная иерархическая модель воспроизводит феномен системной целостности Человечества в силу самого своего определения.

Типичные временные и пространственные характеристики глобального эволюционного процесса формирования самоуправляющейся системы Человечества базируются на применении числового ряда — геометрической прогрессии со знаменателем ее = 15,15426..., выявленной при изучении критических уровней в развитии биосистем А. В. Жирмунским и В. И. Кузьминым [11].

Адекватность датировок исторических этапов глобальной эволюции Человечества, полученных согласно как авторской информатико-кибернетической модели последнего, так и объединенной модели ИКМ + «Фибоначчиева» модель хронологии и периодизации археологической эпохи Ю. Л. Щаповой, продемонстрирована в публикациях [4; 12; 13].

Список литературы

1. Гринченко С. Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы) / С. Н. Гринченко. — М. : ИПИ РАН, 2007. — 456 с.1
2. Гринченко С. Н. Homo eruditus (человек образованный) как элемент системы Человечества / С. Н. Гринченко // Открытое образование. — 2009. — № 2. — С. 48–55.
3. Гринченко С. Н. История Человечества: модели периодизации / С. Н. Гринченко, Ю. Л. Щапова // Вестн. РАН. — 2010. — № 12. — С. 1076–1084.
4. Гринченко С. Н. Мировоззренческое значение современных концепций информатики / С. Н. Гринченко // Открытое образование. — 2010. — № 6. — С. 112–126.
5. Гринченко С. Н. Об эволюции психики как иерархической системы (кибернетическое представление) / С. Н. Гринченко // Ист. психология и социология истории. — 2012. — Т. 6, № 2. — С. 60–77.
6. Гринченко С. Н. Информационные технологии в истории Человечества / С. Н. Гринченко, Ю. Л. Щапова. — М. : Нов. технологии, 2013. — 32 с. — (Прил. к журн. «Информационные технологии». № 8/2013).
7. Гринченко С. Н. Филогенез личности и развитие информационных технологий / С. Н. Гринченко // Развитие личности. — 2019. — № 4. — С. 137–149.
8. Гринченко С. Н. Общение людей и информационные технологии: принципы системной кумуляции и системной согласованности / С. Н. Гринченко // Мир психологии. — 2020. — № 3. — С. 235–245.
9. Гринченко С. Н. О наполнении понятия «информационный эволюционизм»: кибернетический аспект проблемы / С. Н. Гринченко // Мир психологии. — 2021. — №1–2. — С. 13–19.
10. Гринченко С. Н. О соотношении социального филогенеза личности и системного социогенеза Человечества: кибернетический взгляд / С. Н. Гринченко // Мир психологии. — 2021. — № 3. — С. 115–123.
11. Жирмунский А. В. Критические уровни в процессах развития биологических систем / А. В. Жирмунский, В. И. Кузьмин. — М. : Наука, 1982. — 179 с.
12. Щапова Ю. Л. Введение в теорию археологической эпохи: числовое моделирование и логарифмические шкалы пространственно-временных координат / Ю. Л. Щапова, С. Н. Гринченко. — М. : Ист. фак. Моск. ун-та : Федер. исслед. центр «Информатика и управление» РАН, 2
13. Щапова Ю. Л. Информатико-кибернетическое и математическое моделирование археологической эпохи: логико-понятийный аппарат / Ю. Л. Щапова, С. Н. Гринченко, Ю. Г. Кокорина. — М. : Федер. исслед. центр «Информатика и управление» РАН, 2019. — 136 с.2

Остальные статьи