Дата публикации: 30.06.2023

Глобальная эволюция Человечества и системные проблемы образовательных структур

Аннотация

На базе предложенного автором информатико-кибернетического подхода представлены основные исторические этапы системной глобальной эволюции, включающей формирование усложняющихся общественно-экономических формаций (ОЭФ) — от первобытно-общинного строя до современных цифровых и маркируемой базисными информационными технологиями. Отмечается, что с позиций данного подхода основной проблемой в развитии образовательных структур является необходимость модификации всех ранее исторически возникших таких структур для их согласования между собой и обеспечения соответствия вновь возникающим требованиям новых ОЭФ.




Согласно авторской информатико-кибернетической модели (ИКМ) самоуправляющейся иерархо-сетевой системы Человечества [1] ее эволюция приняла глобальную форму сравнительно недавно — начиная примерно с 1946 г., в ареале (радиусе круга той же площади) размером до ~51 тыс. км, когда впервые в истории начала создаваться единая и распространяющаяся на всю планету Земля общепланетарная структура ее самоуправления, то есть исторически буквально «вчера» (рисунок).

Предшествующий ей этап формирования субконтинентальных «сверхстран» в ареалах размером до ~3370 км — макрорегиональных и субконтинентальных государственных и союзных образований, самоуправление в которых осуществляется именно на этих территориях, происходящий с ~1446 г. и вплоть до наших дней и далее, к глобальным отнесен быть не может именно по причине относительной локальности этих образований (такие социальные и государственные структуры сейчас выступают в качестве составляющих элементов глобальной общепланетарной самоуправляющейся системы).

Каковы же более ранние этапы эволюции Человечества с позиции ИКМ? Рассмотрим их подробнее, в контексте:

а) наименования энергетически эффективно самоуправляющегося человеческого ареала (максимально возможного на соответствующем этапе размера);

Список литературы

1. Гринченко, С. Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы) / С. Н. Гринченко. — Москва : ИПИ РАН, 2007. — 456 с.
2. Гринченко, С. Н. Homo eruditus (человек образованный) как элемент системы Человечества / С. Н. Гринченко // Открытое образование. — 2009. — № 2. — С. 48–55.
3. Гринченко, С. Н. Общение людей и информационные технологии: принципы системной кумуляции и системной согласованности / С. Н. Гринченко // Мир психологии. — 2020. — № 3 (103). — С. 235–244. — DOI: 10.51944/20738528_2020_3_235
4. Гринченко, С. Н. Историческая обусловленность образования как феномена системной целостности Человечества: кибернетический взгляд / С. Н. Гринченко // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 3 (59). — C. 17–24. — DOI: 10.51944/20738498_20
5. Жирмунский, А. В. Критические уровни в процессах развития биологических систем / А. В. Жирмунский, В. И. Кузьмин. — Москва : Наука, 1982. — 179 с.
6. Щапова, Ю. Л. Введение в теорию археологической эпохи: числовое моделирование и логарифмические шкалы пространственно-временных координат / Ю. Л. Щапова, С. Н. Гринченко. — Москва : Исторический факультет Московского университета : Федеральный исследов
7. Щапова, Ю. Л. Информатико-кибернетическое и математическое моделирование археологической эпохи: логико-понятийный аппарат / Ю. Л. Щапова, С. Н. Гринченко, Ю. Г. Кокорина. — Москва : Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, 20

Остальные статьи