Дата публикации: 30.06.2023

Глобальная эволюция Человечества и системные проблемы образовательных структур

Аннотация

На базе предложенного автором информатико-кибернетического подхода представлены основные исторические этапы системной глобальной эволюции, включающей формирование усложняющихся общественно-экономических формаций (ОЭФ) — от первобытно-общинного строя до современных цифровых и маркируемой базисными информационными технологиями. Отмечается, что с позиций данного подхода основной проблемой в развитии образовательных структур является необходимость модификации всех ранее исторически возникших таких структур для их согласования между собой и обеспечения соответствия вновь возникающим требованиям новых ОЭФ.




Согласно авторской информатико-кибернетической модели (ИКМ) самоуправляющейся иерархо-сетевой системы Человечества [1] ее эволюция приняла глобальную форму сравнительно недавно — начиная примерно с 1946 г., в ареале (радиусе круга той же площади) размером до ~51 тыс. км, когда впервые в истории начала создаваться единая и распространяющаяся на всю планету Земля общепланетарная структура ее самоуправления, то есть исторически буквально «вчера» (рисунок).

Предшествующий ей этап формирования субконтинентальных «сверхстран» в ареалах размером до ~3370 км — макрорегиональных и субконтинентальных государственных и союзных образований, самоуправление в которых осуществляется именно на этих территориях, происходящий с ~1446 г. и вплоть до наших дней и далее, к глобальным отнесен быть не может именно по причине относительной локальности этих образований (такие социальные и государственные структуры сейчас выступают в качестве составляющих элементов глобальной общепланетарной самоуправляющейся системы).

Каковы же более ранние этапы эволюции Человечества с позиции ИКМ? Рассмотрим их подробнее, в контексте:

а) наименования энергетически эффективно самоуправляющегося человеческого ареала (максимально возможного на соответствующем этапе размера);

Список литературы

1. 1. Гринченко, С. Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы) / С. Н. Гринченко. — Москва : ИПИ РАН, 2007. — 456 с.
2. Grinchenko, S. N. Metae`volyuciya (sistem nezhivoj, zhivoj i social`notexnologicheskoj prirody`) / S. N. Grinchenko. — Moskva : IPI RAN, 2007. — 456 s.
3. 2. Гринченко, С. Н. Homo eruditus (человек образованный) как элемент системы Человечества / С. Н. Гринченко // Открытое образование. — 2009. — № 2. — С. 48–55.
4. Grinchenko, S. N. Homo eruditus (chelovek obrazovanny`j) kak e`lement sistemy` Chelovechestva / S. N. Grinchenko // Otkry`toe obrazovanie. — 2009. — № 2. — S. 48–55.
5. 3. Гринченко, С. Н. Общение людей и информационные технологии: принципы системной кумуляции и системной согласованности / С. Н. Гринченко // Мир психологии. — 2020. — № 3 (103). — С. 235–244. — DOI: 10.51944/20738528_2020_3_235
6. Grinchenko, S. N. Obshhenie lyudej i informacionny`e texnologii: principy` sistemnoj kumulyacii i sistemnoj soglasovannosti / S. N. Grinchenko // Mir psixologii. — 2020. — № 3 (103). — S. 235–244. — DOI: 10.51944/2073-8528_2020_3_235
7. 4. Гринченко, С. Н. Историческая обусловленность образования как феномена системной целостности Человечества: кибернетический взгляд / С. Н. Гринченко // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 3 (59). — C. 17–24. — DOI: 10.51944/20738498_20
8. Grinchenko, S. N. Istoricheskaya obuslovlennost` obrazovaniya kak fenomena sistemnoj celostnosti Chelovechestva: kiberneticheskij vzglyad / S. N. Grinchenko // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2022. — № 3 (59). — S. 17–24. — DOI: 10.51944/207
9. 5. Жирмунский, А. В. Критические уровни в процессах развития биологических систем / А. В. Жирмунский, В. И. Кузьмин. — Москва : Наука, 1982. — 179 с.
10. Zhirmunskij, A. V. Kriticheskie urovni v processax razvitiya biologicheskix sistem / A. V. Zhirmunskij, V. I. Kuz`min. — Moskva : Nauka, 1982. — 179 s.
11. 6. Щапова, Ю. Л. Введение в теорию археологической эпохи: числовое моделирование и логарифмические шкалы пространственно-временных координат / Ю. Л. Щапова, С. Н. Гринченко. — Москва : Исторический факультет Московского университета : Федеральный исследов
12. Shhapova, Yu. L. Vvedenie v teoriyu arxeologicheskoj e`poxi: chislovoe modelirovanie i logarifmicheskie shkaly` prostranstvenno-vremenny`x koordinat / Yu. L. Shhapova, S. N. Grinchenko. — Moskva : Istoricheskij fakul`tet Moskovskogo universiteta : Federal
13. 7. Щапова, Ю. Л. Информатико-кибернетическое и математическое моделирование археологической эпохи: логико-понятийный аппарат / Ю. Л. Щапова, С. Н. Гринченко, Ю. Г. Кокорина. — Москва : Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, 20
14. Shhapova, Yu. L. Informatiko-kiberneticheskoe i matematicheskoe modelirovanie arxeologicheskoj e`poxi: logiko-ponyatijny`j apparat / Yu. L. Shhapova, S. N. Grinchenko, Yu. G. Kokorina. — Moskva : Federal`ny`j issledovatel`skij centr «Informatika i upravle

Остальные статьи