В статье представлен вклад в историко-педагогическую науку одного из ведущих российских историков педагогики, яркого ученого, профессора, доктора педагогических наук А. А. Романова, исследующего проблемы развития опытно-экспериментальной педагогики России в первой трети ХХ в., использование проблемно-персоналистического подхода в историко-педагогическом творчестве, концептуальное осмысление традиций и инноваций в истории педагогики. Особую роль А. А. Романов сыграл в создании и развитии журнала «Психолого-педагогический поиск», являясь с 2004 по 2019 г. его главным редактором. Материалы журнала всегда вызывали живой интерес, а сам журнал является важнейшим фактором объединения современного российского историко-педагогического сообщества. Понимание уникальной природы персонального творчества, возможность раскрыть перспективы использования системы идей ученых разных времен и народов для развития педагогики и образования привели А. А. Романова к созданию галереи педагогических портретов; использованию материалов отечественной и зарубежной истории педагогики, которые могут отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее.