Феномен истории педагогики: проблемы и перспективы развития
Аннотация
В статье представлен вклад в историко-педагогическую науку одного из ведущих российских историков педагогики, яркого ученого, профессора, доктора педагогических наук А. А. Романова, исследующего проблемы развития опытно-экспериментальной педагогики России в первой трети ХХ в., использование проблемно-персоналистического подхода в историко-педагогическом творчестве, концептуальное осмысление традиций и инноваций в истории педагогики. Особую роль А. А. Романов сыграл в создании и развитии журнала «Психолого-педагогический поиск», являясь с 2004 по 2019 г. его главным редактором. Материалы журнала всегда вызывали живой интерес, а сам журнал является важнейшим фактором объединения современного российского историко-педагогического сообщества. Понимание уникальной природы персонального творчества, возможность раскрыть перспективы использования системы идей ученых разных времен и народов для развития педагогики и образования привели А. А. Романова к созданию галереи педагогических портретов; использованию материалов отечественной и зарубежной истории педагогики, которые могут отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2024 |
Страницы | 212-233 |
УДК | 371.38 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_1_212 |
В условиях современных глобальных перемен, когда налицо поиск новых педагогических моделей образования, оригинальных ценностных приоритетов, особую значимость имеют определение основных векторов развития гуманитарных наук, обоснование научных парадигм исследования историко-педагогических проблем с целью систематизации полученных знаний, объяснения происходящих процессов и распространения лучших практик образования.
Современные образовательные системы, в которых отражаются поиски ответов на вопросы о перспективах использования классических достижений прошлого, об источниках уникальных педагогических открытий, о проблемах современной теории и практики образования, дают нам ориентиры для определения особенностей и перспектив развития научного знания, обосновывают ключевые направления исследований по теории, истории и практике педагогики. Кроме того, в современных историко-педагогических исследованиях достаточно рельефно отражаются основы построения новых методологических подходов, актуальных концепций с учетом имеющихся научных достижений, показа оригинального взаимодействия традиций и инноваций в системе образования.
Ученый, исследующий педагогические идеи и ключевые концепции прошлого, прекрасно понимает, что этот путь позволяет показать потенциал педагогических систем и образовательных практик, которые, во-первых, являются основой для определения, сохранения и развития ценного педагогического опыта. Во-вторых, «задают систему координат для педагогического настоящего (педагогические понятия, ценности, идеи, стереотипы, знания, практики, институции, само представление о педагогической реальности, понимание того, что является в педагогике инновационным)» [13, с. 37].
В-третьих, содержат уникальные ресурсы для подготовки современных педагогических кадров, развития перспективного педагогического мышления будущих педагогов, формирования их профессиональной культуры, творческого мышления на основе стимулирования интереса к историко-педагогическому наследию.
В ситуации, когда ученый проявляет себя как исследователь, детально анализирующий историко-педагогические источники, бережно относящийся к национальным традициям, представляющий талантливые педагогические открытия, создающий уникальную систему историко-педагогического знания, он становится человеком, который не просто предлагает свою исследовательскую позицию, находит варианты оптимального решения проблем мировоззренческого характера, показывает глубокие связи общекультурных и педагогических процессов, подчеркивает важное место педагогического наследия в современной системе образования, он вносит свое имя в теорию и историю педагогики России.