Дата публикации: 01.01.2024

Феномен истории педагогики: проблемы и перспективы развития

Аннотация

В статье представлен вклад в историко-педагогическую науку одного из ведущих российских историков педагогики, яркого ученого, профессора, доктора педагогических наук А. А. Романова, исследующего проблемы развития опытно-экспериментальной педагогики России в первой трети ХХ в., использование проблемно-персоналистического подхода в историко-педагогическом творчестве, концептуальное осмысление традиций и инноваций в истории педагогики. Особую роль А. А. Романов сыграл в создании и развитии журнала «Психолого-педагогический поиск», являясь с 2004 по 2019 г. его главным редактором. Материалы журнала всегда вызывали живой интерес, а сам журнал является важнейшим фактором объединения современного российского историко-педагогического сообщества. Понимание уникальной природы персонального творчества, возможность раскрыть перспективы использования системы идей ученых разных времен и народов для развития педагогики и образования привели А. А. Романова к созданию галереи педагогических портретов; использованию материалов отечественной и зарубежной истории педагогики, которые могут отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее.




В условиях современных глобальных перемен, когда налицо поиск новых педагогических моделей образования, оригинальных ценностных приоритетов, особую значимость имеют определение основных векторов развития гуманитарных наук, обоснование научных парадигм исследования историко-педагогических проблем с целью систематизации полученных знаний, объяснения происходящих процессов и распространения лучших практик образования.

Современные образовательные системы, в которых отражаются поиски ответов на вопросы о перспективах использования классических достижений прошлого, об источниках уникальных педагогических открытий, о проблемах современной теории и практики образования, дают нам ориентиры для определения особенностей и перспектив развития научного знания, обосновывают ключевые направления исследований по теории, истории и практике педагогики. Кроме того, в современных историко-педагогических исследованиях достаточно рельефно отражаются основы построения новых методологических подходов, актуальных концепций с учетом имеющихся научных достижений, показа оригинального взаимодействия традиций и инноваций в системе образования.

Ученый, исследующий педагогические идеи и ключевые концепции прошлого, прекрасно понимает, что этот путь позволяет показать потенциал педагогических систем и образовательных практик, которые, во-первых, являются основой для определения, сохранения и развития ценного педагогического опыта. Во-вторых, «задают систему координат для педагогического настоящего (педагогические понятия, ценности, идеи, стереотипы, знания, практики, институции, само представление о педагогической реальности, понимание того, что является в педагогике инновационным)» [13, с. 37].

В-третьих, содержат уникальные ресурсы для подготовки современных педагогических кадров, развития перспективного педагогического мышления будущих педагогов, формирования их профессиональной культуры, творческого мышления на основе стимулирования интереса к историко-педагогическому наследию.

В ситуации, когда ученый проявляет себя как исследователь, детально анализирующий историко-педагогические источники, бережно относящийся к национальным традициям, представляющий талантливые педагогические открытия, создающий уникальную систему историко-педагогического знания, он становится человеком, который не просто предлагает свою исследовательскую позицию, находит варианты оптимального решения проблем мировоззренческого характера, показывает глубокие связи общекультурных и педагогических процессов, подчеркивает важное место педагогического наследия в современной системе образования, он вносит свое имя в теорию и историю педагогики России.

Список литературы

1. 28. Романов, А. А. Труженик историко-педагогической науки: памяти Ф. А. Фрадкина / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 4 (48). — С. 87–96.
2. Romanov, A. A. Fenomen opy`tnoj raboty` S. T. Shaczkogo / A. A. Romanov // Pedagogicheskie podvizhniki v perelomny`e e`poxi XX veka: izbr. nauch. st. i ocherki. — Ryazan`, 2017. — S. 185–234.
3. 27. Романов, А. А. Феномен опытной работы С. Т. Шацкого / А. А. Романов // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века: избр. науч. ст. и очерки. — Рязань, 2017. — С. 185–234.
4. Romanov, A. A. Ucheny`j i prosvetitel` Boris Mixajlovich Bim-Bad / A. A. Romanov // Pedagogicheskie podvizhniki v perelomny`e e`poxi XX veka : izbr. nauch. st. i ocherki. — Ryazan`, 2017. — S. 275–293.
5. 26. Романов, А. А. Ученый и просветитель Борис Михайлович Бим-Бад / А. А. Романов // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века: избр. науч. ст. и очерки. — Рязань, 2017. — С. 275–293.
6. Romanov, A. A. Pedagogicheskaya deyatel`nost` N. K. Krupskoj / A. A. Romanov // Pedagogicheskie podvizhniki v perelomny`e e`poxi XX veka : izbr. nauch. st. i ocherki. — Ryazan`, 2017. — S. 235–252.
7. 25. Романов, А. А. Педагогическая деятельность Н. К. Крупской / А. А. Романов // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века: избр. науч. ст. и очерки. — Рязань, 2017. — С. 235–252.
8. Romanov, A. A. K desyatiletiyu zhurnala «Psixologo-pedagogicheskij poisk» / A. A. Romanov // Pedagogicheskie podvizhniki v perelomny`e e`poxi XX veka : izbr. nauch. st. i ocherki. — Ryazan`, 2017. — S. 368–382.
9. 24. Романов, А. А. К десятилетию журнала «Психолого-педагогический поиск» / А. А. Романов // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века: избр. науч. ст. и очерки. — Рязань, 2017. — С. 368–382.
10. Romanov, A. A. Pamyati N. K. Krupskoj (k 145-letiyu so dnya rozhdeniya) / A. A. Romanov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2014. — № 4 (32). — S. 70–83.
11. 23. Романов, А. А. Памяти Н. К. Крупской (к 145-летию со дня рождения) / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2014. — № 4 (32). — С. 70–83.
12. Romanov, A. A. Razvitie opy`tno-e`ksperimental`noj pedagogiki Rossii v pervoj treti XX v. : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01 / Romanov Alekssej Alekseevich. — Almaty`, 1998. — 362 s. — URL: <a href="https://www.dissercat.com/content/razvitie-opytno-eksperimental" target="_blank">https://www.dissercat.com/content/razvitie-opytno-eksperimental</a>
13. 22. Романов, А. А. Развитие опытно-экспериментальной педагогики России в первой трети ХХ в.: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Романов Алекссей Алексеевич. — Алматы, 1998. — 362 с. — URL: <a href="https://www.dissercat.com/content/razvitie-opytnoeksperimentalnoi" target="_blank">https://www.dissercat.com/content/razvitie-opytnoeksperimentalnoi</a>
14. Rogacheva, E. Yu. Rol` kuratorstva v processe nastavnichestva v sisteme vy`sshej shkoly` SShA / E. Yu. Rogacheva, D. A. Stepanov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 4 (52). — S. 210–218.
15. 21. Рогачева, Е. Ю. Роль кураторства в процессе наставничества в системе высшей школы США / Е. Ю. Рогачева, Д. А. Степанов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 4 (52). — С. 210–218.
16. Pichugina, V. K. Prostaya slozhnost` vospitaniya kul`turoj v sochineniyax Marka Tulliya Cicerona / V. K. Pichugina // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2017. — № 1 (41). — S. 66–79.
17. 20. Пичугина, В. К. Простая сложность воспитания культурой в сочинениях Марка Туллия Цицерона / В. К. Пичугина // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 1 (41). — С. 66–79.
18. Malinin, V. A. Proektirovanie i realizaciya modeli shkoly` pedagogicheskogo liderstva / V. A. Malinin // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 3 (51). — S. 190–198.
19. 19. Малинин, В. А. Проектирование и реализация модели школы педагогического лидерства / В. А. Малинин // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 3 (51). — С. 190–198.
20. Shevelev, A. N. Fenomen sovetskoj shkoly`: k voprosu o politicheskoj nostal`gii i pedagogicheskom ideale/A. N. Shevelev//Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2017. — № 4 (44). — S. 32–44.
21. 36. Шевелев, А. Н. Феномен советской школы: к вопросу о политической ностальгии и педагогическом идеале/А. Н. Шевелев//Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 4 (44). — С. 32–44.
22. Shaczkij, S. T. Novaya obshhestvenno-pedagogicheskaya rabota dlya «detej — rabotnikov budushhego»/S. T. Shaczkij//Pedagogicheskie sochineniya: v 4 t. — Moskva, 1962. — T. 1. — S. 272–286.
23. 35. Шацкий, С. Т. Новая общественно-педагогическая работа для «детей — работников будущего»/С. Т. Шацкий//Педагогические сочинения: в 4 т. — Москва, 1962. — Т. 1. — С. 272–286.
24. Xan, N. N. Problemy` i perspektivy` razvitiya vy`sshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Respublike Kazaxstan / N. N. Xan, K. K. Zhampeisova, Sh. Zh. Kolumbaeva // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2018. — № 3 (47). — S. 176–184.
25. 34. Хан, Н. Н. Проблемы и перспективы развития высшего педагогического образования в Республике Казахстан / Н. Н. Хан, К. К. Жампеисова, Ш. Ж. Колумбаева // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 176–184.
26. Solovejchik, S. L. Chas uchenichestva / S. L. Solovejchik. — Moskva: Detskaya literatura, 1970. — 256 s.
27. 33. Соловейчик, С. Л. Час ученичества/С. Л. Соловейчик. — Москва: Детская литература, 1970. — 256 с.
28. Romanov, A. A. Stanovlenie issledovatelya i teoretika istorii pedagogiki V. G. Bezrogova / A. A. Romanov // Vitalij Bezrogov — 60 let / [A. A. Romanov, N. A. Astashova, B. M. BimBad i dr.] ; pod red. A. A. Romanova. — Ryazan`, 2020. — S. 10–48.
29. 32. Романов, А. А. Становление исследователя и теоретика истории педагогики В. Г. Безрогова / А. А. Романов // Виталий Безрогов — 60 лет / [А. А. Романов, Н. А. Асташова, Б. М. Бим-Бад и др.]; под ред. А. А. Романова. — Рязань, 2020. — С. 10–48.
30. Romanov, A. A. Ideolog i organizator sovetskoj pedagogiki (k 150-letiyu so dnya rozhdeniya N. K. Krupskoj) / A. A. Romanov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 2 (50). — S. 47–61.
31. 31. Романов, А. А. Идеолог и организатор советской педагогики (к 150-летию со дня рождения Н. К. Крупской) / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 47–61.
32. Romanov, A. A. Velikie pervoproxodcy v nauke / A. A. Romanov // Psixologopedagogicheskij poisk. — 2019. — № 3 (51). — S. 7–16.
33. 30. Романов, А. А. Великие первопроходцы в науке / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 3 (51). — С. 7–16.
34. Romanov, A. A. E`vristicheskij potencial istorii pedagogiki / A. A. Romanov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2018. — № 4 (48). — S. 6–12.
35. 29. Романов, А. А. Эвристический потенциал истории педагогики / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 4 (48). — С. 6–12.
36. Romanov, A. A. Truzhenik istoriko-pedagogicheskoj nauki: pamyati F. A. Fradkina / A. A. Romanov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2018. — № 4 (48). — S. 87–96.
37. Belyaeva, E. A. Diagnostika lichnostny`x rezul`tatov obucheniya kak planiruemy`x dostizhenij shkol`nikov / E. A. Belyaeva // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 2 (50). — S. 148–154.
38. 10. Захарищева, М. А. Идея свободы в педагогической теории и практике Л. Н. Толстого (к 190-летию со дня рождения писателя) / М. А. Захарищева, Е. В. Мальцева // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 57–63.
39. Zavrazhin, S. A. Obrazy` personazhej s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya v russkix narodny`x skazkax / S. A. Zavrazhin, E. B. Akinina, I. P. Cherkasova // Psixologopedagogicheskij poisk. — 2019. — № 2 (50). — S. 130–138.
40. 9. Завражин, С. А. Образы персонажей с ограниченными возможностями здоровья в русских народных сказках / С. А. Завражин, Е. Б. Акинина, И. П. Черкасова // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 130–138.
41. Boguslavskij, M. V. Pedagogicheskij diskurs L. F. Magniczkogo (k 350-letiyu so dnya rozhdeniya) / M. V. Boguslavskij // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 3 (51). — S. 60–72.
42. 8. Богуславский, М. В. Педагогический дискурс Л. Ф. Магницкого (к 350-летию со дня рождения) / М. В. Богуславский // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 3 (51). — С. 60–72.
43. Boguslavskij, M. V. XX vek rossijskogo obrazovaniya / M. V. Boguslavskij. — Moskva : PER SE`, 2002. — 336 s.
44. 7. Богуславский, М. В. ХХ век российского образования / М. В. Богуславский. — Москва : ПЕР СЭ, 2002. — 336 с.
45. Bogomolova, E. V. Formirovanie professional`ny`x kompetencij obuchayushhixsya pri ispol`zovanii e`lektronnoj informacionno-obrazovatel`noj sredy` / E. V. Bogomolova, E. Yu. Lun`kova, Yu. A. Yakunina // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2018. — № 4 (48).
46. 6. Богомолова, Е. В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся при использовании электронной информационно-образовательной среды / Е. В. Богомолова, Е. Ю. Лунькова, Ю. А. Якунина // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 4 (48). — С. 110–
47. 5. Беляева, Е. А. Диагностика личностных результатов обучения как планируемых достижений школьников / Е. А. Беляева // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 148–154.
48. Bezrogov, V. G. Istoriya pedagogiki mezhdu Scilloj pedagogiki i Xaribdoj istorii / V.G.Bezrogov.— URL: www.jeducation.ru/5_2009/104.html (data obrashheniya: 24.12.2023).
49. 4. Безрогов, В. Г. История педагогики между Сциллой педагогики и Харибдой истории / В. Г. Безрогов. — URL: www.jeducation.ru/5_2009/104.html (дата обращения: 24.12.2023).
50. Bajkova, L. A. Texnologiya psixologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya lichnostnogo razvitiya magistrantov v xode samostoyatel`noj raboty` / L. A. Bajkova // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2018. — № 3 (47). — S. 125–134.
51. 3. Байкова, Л. А. Технология психолого-педагогического сопровождения личностного развития магистрантов в ходе самостоятельной работы / Л. А. Байкова // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 125–134.
52. Astashova, N. A. Doroga v budushhee Vitaliya Bezrogova / N. A. Astashova // Vitalij Bezrogov — 60 let / [A. A. Romanov, N. A. Astashova, B. M. Bim-Bad i dr.] ; pod red. A. A. Romanova. — Ryazan`, 2020. — S. 180–189.
53. 2. Асташова, Н. А. Дорога в будущее Виталия Безрогова / Н. А. Асташова // Виталий Безрогов — 60 лет / [А. А. Романов, Н. А. Асташова, Б. М. Бим-Бад и др.] ; под ред. А. А. Романова. — Рязань, 2020. — С. 180–189.
54. Astashova, N. A. Konceptual`ny`e osnovy` dialogicheskoj pedagogiki / N. A. Astashova // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2018. — № 3 (47). — S. 15–28. — EDN: UZBIDL
55. 1. Асташова, Н. А. Концептуальные основы диалогической педагогики / Н. А. Асташова // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 15–28. — EDN: UZBIDL
56. Lukaczkij, M. A. O fenomene innovacionnosti i o tom, kuda nas vedet pedagogicheskaya innovatika/M. A. Lukaczkij // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 3 (51). — S. 17–33.
57. 18. Лукацкий, М. А. О феномене инновационности и о том, куда нас ведет педагогическая инноватика / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 3 (51). — С. 17–33.
58. Kulishevskaya, I. V. Izuchenie fenomena samorealizacii lichnosti v psixologicheskoj nauke / I. V. Kulishevskaya // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2018. — № 4 (48). — S. 186–191.
59. 17. Кулишевская, И. В. Изучение феномена самореализации личности в психологической науке / И. В. Кулишевская // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 4 (48). — С. 186–191.
60. Kudryavcev, V. T. Smena principov: ot determinizma — k samodeterminizmu, ot deyatel`nosti — k samodeyatel`nosti (k 130-letiyu S. L. Rubinshtejna) / V. T. Kudryavcev // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 4 (52). — S. 88–102.
61. 16. Кудрявцев, В. Т. Смена принципов: от детерминизма — к самодетерминизму, от деятельности — к самодеятельности (к 130-летию С. Л. Рубинштейна) / В. Т. Кудрявцев // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 4 (52). — С. 88–102.
62. Krupskaya, N. K. Vospominaniya / Nadezhda Krupskaya; cost. Ivan Andreev. — Moskva: RIPOL klassik, 2013. — 253 s.
63. 15. Крупская, Н. К. Воспоминания / Надежда Крупская; cост. Иван Андреев. — Москва: РИПОЛ классик, 2013. — 253 с.
64. Kornetov, G. B. Temporal`ny`j rezhim kul`tury` kak ramka istoriko-pedagogicheskogo konteksta innovacij v obrazovanii / G. B. Kornetov// Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 2 (50). — S. 26–46.
65. 14. Корнетов, Г. Б. Темпоральный режим культуры как рамка историко-педагогического контекста инноваций в образовании / Г. Б. Корнетов// Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 26–46.
66. Kornetov, G. B. Poznanie proshloj pedagogicheskoj real`nosti / G. B. Kornetov // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. — 2018. — № 1. — S. 37–63.
67. 13. Корнетов, Г. Б. Познание прошлой педагогической реальности / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 1. — С. 37–63.
68. Il`ina, I. V. Kovorking kak innovacionnaya forma organizacii obrazovatel`nogo prostranstva dopolnitel`nogo professional`nogo obrazovaniya / I. V. Il`ina, E. A. Savel`evaRat // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 2 (50). — S. 94–101.
69. 12. Ильина, И. В. Коворкинг как инновационная форма организации образовательного пространства дополнительного профессионального образования / И. В. Ильина, Е. А. Савельева-Рат // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 94–101.
70. Zaxarishheva, M. A. Osobennosti obucheniya resheniyu tekstovy`x zadach detej mladshego shkol`nogo vozrasta s zaderzhkoj psixicheskogo razvitiya / M. A. Zaxarishheva, D. Yu. Skryabina // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2018. — № 4 (48). — S. 162–177.
71. 11. Захарищева, М. А. Особенности обучения решению текстовых задач детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / М. А. Захарищева, Д. Ю. Скрябина // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 4 (48). — С. 162–177.
72. Zaxarishheva, M. A. Ideya svobody` v pedagogicheskoj teorii i praktike L. N. Tolstogo (k 190-letiyu so dnya rozhdeniya pisatelya) / M. A. Zaxarishheva, E. V. Mal`ceva // Psixologopedagogicheskij poisk. — 2018. — № 3 (47). — S. 57–63.

Остальные статьи