Дата публикации: 01.01.2024

Феномен истории педагогики: проблемы и перспективы развития

Аннотация

В статье представлен вклад в историко-педагогическую науку одного из ведущих российских историков педагогики, яркого ученого, профессора, доктора педагогических наук А. А. Романова, исследующего проблемы развития опытно-экспериментальной педагогики России в первой трети ХХ в., использование проблемно-персоналистического подхода в историко-педагогическом творчестве, концептуальное осмысление традиций и инноваций в истории педагогики. Особую роль А. А. Романов сыграл в создании и развитии журнала «Психолого-педагогический поиск», являясь с 2004 по 2019 г. его главным редактором. Материалы журнала всегда вызывали живой интерес, а сам журнал является важнейшим фактором объединения современного российского историко-педагогического сообщества. Понимание уникальной природы персонального творчества, возможность раскрыть перспективы использования системы идей ученых разных времен и народов для развития педагогики и образования привели А. А. Романова к созданию галереи педагогических портретов; использованию материалов отечественной и зарубежной истории педагогики, которые могут отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее.




В условиях современных глобальных перемен, когда налицо поиск новых педагогических моделей образования, оригинальных ценностных приоритетов, особую значимость имеют определение основных векторов развития гуманитарных наук, обоснование научных парадигм исследования историко-педагогических проблем с целью систематизации полученных знаний, объяснения происходящих процессов и распространения лучших практик образования.

Современные образовательные системы, в которых отражаются поиски ответов на вопросы о перспективах использования классических достижений прошлого, об источниках уникальных педагогических открытий, о проблемах современной теории и практики образования, дают нам ориентиры для определения особенностей и перспектив развития научного знания, обосновывают ключевые направления исследований по теории, истории и практике педагогики. Кроме того, в современных историко-педагогических исследованиях достаточно рельефно отражаются основы построения новых методологических подходов, актуальных концепций с учетом имеющихся научных достижений, показа оригинального взаимодействия традиций и инноваций в системе образования.

Ученый, исследующий педагогические идеи и ключевые концепции прошлого, прекрасно понимает, что этот путь позволяет показать потенциал педагогических систем и образовательных практик, которые, во-первых, являются основой для определения, сохранения и развития ценного педагогического опыта. Во-вторых, «задают систему координат для педагогического настоящего (педагогические понятия, ценности, идеи, стереотипы, знания, практики, институции, само представление о педагогической реальности, понимание того, что является в педагогике инновационным)» [13, с. 37].

В-третьих, содержат уникальные ресурсы для подготовки современных педагогических кадров, развития перспективного педагогического мышления будущих педагогов, формирования их профессиональной культуры, творческого мышления на основе стимулирования интереса к историко-педагогическому наследию.

В ситуации, когда ученый проявляет себя как исследователь, детально анализирующий историко-педагогические источники, бережно относящийся к национальным традициям, представляющий талантливые педагогические открытия, создающий уникальную систему историко-педагогического знания, он становится человеком, который не просто предлагает свою исследовательскую позицию, находит варианты оптимального решения проблем мировоззренческого характера, показывает глубокие связи общекультурных и педагогических процессов, подчеркивает важное место педагогического наследия в современной системе образования, он вносит свое имя в теорию и историю педагогики России.

Список литературы

1. Романов, А. А. Труженик историко-педагогической науки: памяти Ф. А. Фрадкина / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 4 (48). — С. 87–96.
2. Пичугина, В. К. Простая сложность воспитания культурой в сочинениях Марка Туллия Цицерона / В. К. Пичугина // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 1 (41). — С. 66–79.
3. Рогачева, Е. Ю. Роль кураторства в процессе наставничества в системе высшей школы США / Е. Ю. Рогачева, Д. А. Степанов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 4 (52). — С. 210–218.
4. Романов, А. А. Развитие опытно-экспериментальной педагогики России в первой трети ХХ в. : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Романов Алекссей Алексеевич. — Алматы, 1998. — 362 с. — URL: <a href="https://www.dissercat.com/content/razvitie-opytnoeksperimentaln" target="_blank">https://www.dissercat.com/content/razvitie-opytnoeksperimentaln</a>
5. Романов, А. А. Памяти Н. К. Крупской (к 145-летию со дня рождения) / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2014. — № 4 (32). — С. 70–83.
6. Романов, А. А. К десятилетию журнала «Психолого-педагогический поиск» / А. А. Романов // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века : избр. науч. ст. и очерки. — Рязань, 2017. — С. 368–382.
7. Романов, А. А. Педагогическая деятельность Н. К. Крупской / А. А. Романов // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века : избр. науч. ст. и очерки. — Рязань, 2017. — С. 235–252.
8. Романов, А. А. Ученый и просветитель Борис Михайлович Бим-Бад / А. А. Романов // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века : избр. науч. ст. и очерки. — Рязань, 2017. — С. 275–293.
9. Романов, А. А. Феномен опытной работы С. Т. Шацкого / А. А. Романов // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века : избр. науч. ст. и очерки. — Рязань, 2017. — С. 185–234.
10. Малинин, В. А. Проектирование и реализация модели школы педагогического лидерства / В. А. Малинин // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 3 (51). — С. 190–198.
11. Романов, А. А. Эвристический потенциал истории педагогики / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 4 (48). — С. 6–12.
12. Романов, А. А. Великие первопроходцы в науке / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 3 (51). — С. 7–16.
13. Романов, А. А. Идеолог и организатор советской педагогики (к 150-летию со дня рождения Н. К. Крупской) / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 47–61.
14. Романов, А. А. Становление исследователя и теоретика истории педагогики В. Г. Безрогова / А. А. Романов // Виталий Безрогов — 60 лет / [А. А. Романов, Н. А. Асташова, Б. М. Бим-Бад и др.] ; под ред. А. А. Романова. — Рязань, 2020. — С. 10–48.
15. Соловейчик, С. Л. Час ученичества / С. Л. Соловейчик. — Москва : Детская литература, 1970. — 256 с.
16. Хан, Н. Н. Проблемы и перспективы развития высшего педагогического образования в Республике Казахстан / Н. Н. Хан, К. К. Жампеисова, Ш. Ж. Колумбаева // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 176–184.
17. Шацкий, С. Т. Новая общественно-педагогическая работа для «детей — работников будущего» / С. Т. Шацкий // Педагогические сочинения : в 4 т. — Москва, 1962. — Т. 1. — С. 272–286.
18. Шевелев, А. Н. Феномен советской школы: к вопросу о политической ностальгии и педагогическом идеале / А. Н. Шевелев // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 4 (44). — С. 32–44.
19. Захарищева, М. А. Идея свободы в педагогической теории и практике Л. Н. Толстого (к 190-летию со дня рождения писателя) / М. А. Захарищева, Е. В. Мальцева // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 57–63.
20. Асташова, Н. А. Дорога в будущее Виталия Безрогова / Н. А. Асташова // Виталий Безрогов — 60 лет / [А. А. Романов, Н. А. Асташова, Б. М. Бим-Бад и др.] ; под ред. А. А. Романова. — Рязань, 2020. — С. 180–189.
21. Байкова, Л. А. Технология психолого-педагогического сопровождения личностного развития магистрантов в ходе самостоятельной работы / Л. А. Байкова // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 125–134.
22. Безрогов, В. Г. История педагогики между Сциллой педагогики и Харибдой истории / В. Г. Безрогов. — URL: www.jeducation.ru/5_2009/104.html (дата обращения: 24.12.2023).
23. Беляева, Е. А. Диагностика личностных результатов обучения как планируемых достижений школьников / Е. А. Беляева // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 148–154.
24. Богомолова, Е. В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся при использовании электронной информационно-образовательной среды / Е. В. Богомолова, Е. Ю. Лунькова, Ю. А. Якунина // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 4 (48). — С. 110–
25. Богуславский, М. В. ХХ век российского образования / М. В. Богуславский. — Москва : ПЕР СЭ, 2002. — 336 с.
26. Богуславский, М. В. Педагогический дискурс Л. Ф. Магницкого (к 350-летию со дня рождения) / М. В. Богуславский // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 3 (51). — С. 60–72.
27. Завражин, С. А. Образы персонажей с ограниченными возможностями здоровья в русских народных сказках / С. А. Завражин, Е. Б. Акинина, И. П. Черкасова // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 130–138.
28. Асташова, Н. А. Концептуальные основы диалогической педагогики / Н. А. Асташова // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 15–28. — EDN: UZBIDL
29. Захарищева, М. А. Особенности обучения решению текстовых задач детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / М. А. Захарищева, Д. Ю. Скрябина // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 4 (48). — С. 162–177.
30. Ильина, И. В. Коворкинг как инновационная форма организации образовательного пространства дополнительного профессионального образования / И. В. Ильина, Е. А. Савельева-Рат // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 94–101.
31. Корнетов, Г. Б. Познание прошлой педагогической реальности / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 1. — С. 37–63.
32. Корнетов, Г. Б. Темпоральный режим культуры как рамка историко-педагогического контекста инноваций в образовании / Г. Б. Корнетов// Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 26–46.
33. Крупская, Н. К. Воспоминания / Надежда Крупская ; cост. Иван Андреев. — Москва : РИПОЛ классик, 2013. — 253 с.
34. Кудрявцев, В. Т. Смена принципов: от детерминизма — к самодетерминизму, от деятельности — к самодеятельности (к 130-летию С. Л. Рубинштейна) / В. Т. Кудрявцев // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 4 (52). — С. 88–102.
35. Кулишевская, И. В. Изучение феномена самореализации личности в психологической науке / И. В. Кулишевская // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 4 (48). — С. 186–191.
36. Лукацкий, М. А. О феномене инновационности и о том, куда нас ведет педагогическая инноватика / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 3 (51). — С. 17–33.

Остальные статьи