Дата публикации: 01.01.2024

Современный педагог: продолжение традиций и феномен «новой профессии»

Аннотация

Статья посвящена проблеме определения перспектив педагогической деятельности в современных условиях. Представлены традиционные и новые варианты работы современного учителя. Автор рассматривает оригинальные практики учителя — навигатора в мире информации, игропедагога, учителя — модератора учебной деятельности, учителя тьютора, коуча, учителя-лидера, которые реализуются Учителями XXI в.




В последние годы активно проводится работа по определению сущностных характеристик современного педагога, выявлению наиболее результативных способов и путей подготовки учителя, представлению образовательного пространства как системы, обладающей всеми необходимыми ресурсами, способствующими реализации идей образования.

Трансформации, происходящие в образовании, непосредственно влияют на формирование нового педагога, ориентированного на требования социума, высокий темп жизни, развитие информационного общества, аксиологические поиски, потребности современного ученика.

Известный французский ученый Бернар Корню (B. Cornu), размышляя о потенциале педагогической деятельности и глобальных социальных трансформациях, подчеркивает появление феномена «новой профессии»: «…именно учитель находится в самом центре этих изменений: он их переживает, предвосхищает, приспосабливается в целях лучшего соответствия требованиям общества. Мы присутствуем при рождении “новой профессии” — профессии “Учителя XXI века”» [6, p. 18].

Наше обращение к «Атласу новых профессий» [2], который может рассматриваться как своего рода вариант определения перспектив педагогической деятельности, помогает понять отношение учителя (скорее, создателей «Атласа») к проблемам современного образования, наметить ожидаемые изменения, оценить ролевые характеристики профессии педагога.

Между тем от педагога и школы в данном проекте мало что осталось, поскольку через все предложения просматриваются экономические интересы, индивидуальная конкретная подготовка к определенной деятельности. Отметим, что в образовании все-таки изначально должно быть представлено общее развитие ученика, а само образование — это процесс, который активно влияет на создание образа человека. Поэтому необходимо внимательно разобраться с будущим уникальной области «человек — человек», с перспективами развития профессии учителя.

Список литературы

1. Антюхов, А. В. Стиль педагогической деятельности и организация образовательного процесса / А. В. Антюхов, Н. А. Асташова, С. К. Бондырева // Подготовка профессионала XXI века: теоретические поиски и эффективные практики : монография / А. В. Антюхов, Н.
2. Атлас новых профессий / П. Лукша, К. Лукша, Д. Песков, Д. Коричин. — Москва, 2014. — 168 с. — URL: <a href="https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/" target="_blank">https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/</a> sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 12.01.2024).
3. Игромастер. — URL: <a href="http://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/igromaster" target="_blank">http://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/igromaster</a> (дата обращения: 12.01.2024).
4. Игропедагог. — URL: <a href="http://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/igropedagog" target="_blank">http://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/igropedagog</a> (дата обращения: 12.01.2024).
5. Игропрактик. — URL: <a href="http://atlas100.ru/catalog/media-irazvlecheniya/igropraktik" target="_blank">http://atlas100.ru/catalog/media-irazvlecheniya/igropraktik</a> (дата обращения: 12.01.2024).
6. Cornu, B. Le nouveau métier d’enseignant / B. Cornu. — Paris : La documentation française, 2004. — 44 p.

Остальные статьи