Современный педагог: продолжение традиций и феномен «новой профессии»
Аннотация
Статья посвящена проблеме определения перспектив педагогической деятельности в современных условиях. Представлены традиционные и новые варианты работы современного учителя. Автор рассматривает оригинальные практики учителя — навигатора в мире информации, игропедагога, учителя — модератора учебной деятельности, учителя тьютора, коуча, учителя-лидера, которые реализуются Учителями XXI в.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2024 |
Страницы | 63-75 |
УДК | 371.124 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_1_63 |
В последние годы активно проводится работа по определению сущностных характеристик современного педагога, выявлению наиболее результативных способов и путей подготовки учителя, представлению образовательного пространства как системы, обладающей всеми необходимыми ресурсами, способствующими реализации идей образования.
Трансформации, происходящие в образовании, непосредственно влияют на формирование нового педагога, ориентированного на требования социума, высокий темп жизни, развитие информационного общества, аксиологические поиски, потребности современного ученика.
Известный французский ученый Бернар Корню (B. Cornu), размышляя о потенциале педагогической деятельности и глобальных социальных трансформациях, подчеркивает появление феномена «новой профессии»: «…именно учитель находится в самом центре этих изменений: он их переживает, предвосхищает, приспосабливается в целях лучшего соответствия требованиям общества. Мы присутствуем при рождении “новой профессии” — профессии “Учителя XXI века”» [6, p. 18].
Наше обращение к «Атласу новых профессий» [2], который может рассматриваться как своего рода вариант определения перспектив педагогической деятельности, помогает понять отношение учителя (скорее, создателей «Атласа») к проблемам современного образования, наметить ожидаемые изменения, оценить ролевые характеристики профессии педагога.
Между тем от педагога и школы в данном проекте мало что осталось, поскольку через все предложения просматриваются экономические интересы, индивидуальная конкретная подготовка к определенной деятельности. Отметим, что в образовании все-таки изначально должно быть представлено общее развитие ученика, а само образование — это процесс, который активно влияет на создание образа человека. Поэтому необходимо внимательно разобраться с будущим уникальной области «человек — человек», с перспективами развития профессии учителя.