Published Date: 01.07.2023

Формирование готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению

Annotation

В статье представлено педагогическое обеспечение формирования готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению в контексте вводимого с 1 сентября 2023 года профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Выделены три компонента профессионального самоопределения (мотивационноцелевой, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) и педагогические стратегии по их развитию: актуализация ценностно-смысловых ориентиров старшеклассника (мотивов, ценностей, целей) в выборе профессиональной области, обогащение содержания и средств профессионального самоопределения старшеклассника, активизация субъектной позиции старшеклассника.



Library

1. 9. Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Педагогика. — 2005. — № 1. — С. 19–26.
2. 17. Kuijpers M. Professionalising teachers in career dialogue: aneffect study / M. Kuijpers, F. Meijers // British Journal of Guidance & Counselling. — 2017. — Vol. 45, No. 2. — P. 83–96.
3. 16. Karlsson P. Beliefs influencing students’ career choices in Sweden and reasons for not choosing the accounting profession / P. Karlsson, M. Noela // Journal of Accounting Education. — 2022. — Vol. 58. — Article ID 100756. — 17 p. — DOI:/10.1016/j. jac
4. 15. Hearne L. Let’s talk about career guidance in secondary schools! A consideration of the professional capital of school staff in Ireland and England [Electronic resource] / L. Hearne, S. Neary // International Journal for Educational and Vocational Gui
5. 14. Guichard J. From career guidance to designing lives acting for fair and sustainable development [Electronic resource] / J. Guichard // International Journal for Educational and Vocational Guidance. — 2022. – Vol. 22. — P. 581–601. — URL: <a href="https://doi.o" target="_blank">https://doi.o</a>
6. 13. Draaisma A. Towards a strong career learning environment: results from a Dutch longitudinal study / A. Draaisma, F. Meijers, M. Kuijpers // British Journal of Guidance & Counselling. — 2017. — Vol. 45, No. 2. — P. 165–177.
7. 12. Draaisma A. Process description of a dialogue-focused intervention to improve career guidance policy in three schools [Electronic resource] / A. Draaisma, F. Meijers, M. Kuijpers // Australian Journal of Career Development. — 2018. — Vol. 27 (1). — P.
8. 11. Andrews D. Careers leadership in practice: A study of 27 careers leaders in English secondary schools [Electronic resource] / D. Andrews, T. Hooley // British Journal of Guidance and Counselling. — 2019. – Vol 47. — P. 556–568. — URL: <a href="https://doi.org/" target="_blank">https://doi.org/</a>
9. 10. Щербакова Ю. Е. Профессиональное самоопределение старшеклассников как инструментарий успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности / Ю. Е. Щербакова // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровиза
10. 1. Бушланова Ю. С. Рефлексивный дневник как средство развития оценочно-рефлексивного компонента самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области / Ю. С. Бушланова // Сб. научных статей «Вызовы современного образования в исследованиях моло
11. 8. Санжак А. М. Взаимосвязь субъектности и компонентов психологической готовности в аспекте профессионального самоопределения / А. М. Санжак // В сб. : Современные исследования: актуальные вопросы теории и практики : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф
12. 7. Рычкова Н. Г. Формирование профессионально-ориентированных индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников как основа личностного и профессионального самоопределения / Н. Г. Рычкова // Студенческий. — 2021. — № 24–2 (152). — С. 36–39.
13. социокультурном образовательном пространстве : монография / под. общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В. В. Игнатовой. — Красноярск : СибГТУ, 2015. — 276 c.
14. 6. Педагогические стратегии становления личности в
15. 5. Наливайко К. В. Педагогические условия эффективности формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению / Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты // Б. С. Ахметова, С. Н. Бекиров, Э. Ш. Бекирова
16. 4. Малышкина Н. А. Профессиональное самоопределение старшеклассников: психолого-педагогические аспекты / Н. А. Малышкина // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
17. 3. Ильина Н. Ф. Формирование модели профессионального самоопределения старшеклассника на базе МАОУ СШ № 148 г. Красноярска / Н. Ф. Ильина, Ю. С. Бушланова // Педагогический журнал. — 2022. — Т. 12, № 1–2. — С. 320–331.
18. 2. Бушланова Ю. С. Формирование среды профессионального самоопределения обучающихся корпоративного профильного класса «МЧС-ресурс» в школе-комплексе / Ю. С. Бушланова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафье

Other articles