Published Date: 01.10.2022

Сравнительное исследование феномена интернальности у старшеклассников и учащихся организаций среднего профессионального образования из разных регионов России

Annotation

Работа посвящена исследованию феномена интернальности учащихся старших классов и младших курсов колледжей, проживающих в разных регионах России — в городах московской агломерации и Южного Урала. В исследовании приняли участие 486 старших подростков от 15 до 18 лет (M = 16,6; 307 девушек): 234 школьника (10–11-й классы) и 252 студента колледжей (1–2-й курсы). Данные получены с помощью методики «Уровень субъективного контроля» (в модификации А. Г. Грецова). Показано, что в целом для выборки учащихся 15–18 лет характерен неопределенный локус контроля, что отражает актуальный для данного возраста процесс формирования субъективного контроля как высшей психической функции на этапе перехода внешнего контроля со стороны окружающих во внутренний план. Данный процесс составляет содержание этапа формирования личной позиции подростка в области значимых событий жизни, планирования действий и ответственности за свои поступки, в том числе в области профессионального самоопределения, которое является смысловым центром социальной ситуации развития в раннем юношеском возрасте. Согласно полученным данным, наибольший вклад в формирование интернальности современных подростков вносит фактор региона проживания. Выдвинута гипотеза, что более сложные социально-экономические и экологические условия проживания способствуют более раннему взрослению и самостоятельности подростков.



Library

1. Millar R. The Development and Factor Structure of a Career Locus of Control Scale for Use With School Pupils / R. Millar, M. Shevlin // Journal of Career Development. — 2007. — Vol. 33, No. 3. — P. 224–249. — DOI: 10.1177/089484530629664
2. Algadheeb N. Professional/Career Orientation, Awareness, and Their Relationship to Locus of Control / N. Algadheeb // Journal of College Teaching & Learning. — 2015. — Vol. 12, No. 1. — P. 13–38. — DOI: 10.19030/tlc.v12i1.9067
3. Bodovski K. Adolescents’ emerging habitus: The role of early parental expectations and practices / K. Bodovski // Journal of Sociology of Education. — 2014. — Vol. 35. — P. 389–412. — DOI: 10.1080/01425692.2013.776932
4. Caliendo M. Locus of Control and Investment in Training / M. Caliendo et al. // Journal of Human Resources. — 2020. — Vol. 10. — P. 1–64. — DOI: 10.3368/jhr.57.4.0318-9377R2
5. Galvin B. M. Changing the focus of locus (of control): A targeted review of the locus of control literature and agenda for future research / B. M. Galvin et al. // Journal Organization of Behavior. — 2018. — Vol. 39, No. 7. — P. 820–830. — DOI: 10.1002/jo
6. Hendra H. The contribution of internal locus of control and self-Concept to Career maturity in engineering education / H. Hendra et al. // International journal on Advanced science engineering information technology. — 2020. — Vol. 10, No. 6. — P. 2282–22
7. Johnson R. E. Getting to the core of locus of control: Is it a core evaluation of the self or the environment? / R. E. Johnson et al. // Journal of Applied Psychology. — 2015. — Vol. 100, No. 5. — P. 1568–1578. — DOI: 10.1037/apl0000011
8. Kırdök О. High School Students’ Career Decision-making Difficulties According to Locus of Control / О. Kırdök, Е. Harman // Universal Journal of Educational Research. — 2018. — Vol. 6, No. 2. — P. 242–248. — DOI: 10.13189/ujer.2018.060205
9. Формирование личности старшеклассника / А. Д. Андреева и др. / под ред. И. В. Дубровиной ; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. — М. : Педагогика, 1989. — 168 с.
10. Milyaeva V. Development of Professional Self-Determination of Teenagers / V. Milyaeva et al. // Proceedings of the International Scientific Conference. — 2020. — Vol. 3. — P. 364–373. — DOI: 10.17770/sie2020vol3.5066
11. Negru-Subtirica O. Developmental trajectories and reciprocal associations between career adaptability and vocational identity: A three-wave longitudinal study with adolescents / O. NegruSubtirica, E. Pop, E. Crocetti // Journal of Vocational Behavior. — 2
12. Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / J. B. Rotter // Psychological Monographs: General and Applied. — 1966. — Vol. 80, No. 1. — P. 1–28. — DOI: 10.1037/h0092976
13. Smith R. Psychometric properties and factor analyses of the achievement motivation measure / R. Smith et al. // British Journal of Guidance & Counselling. — 2020. — Vol. 48, No. 3. — P. 418–429. — DOI: 10.1080/03069885.2019.1620173
14. Toussi M. Study of EFL Teachers’ Locus of Control and Self-Regulation and the Moderating Role of Self-Efficacy / M. Toussi, A. A. Ghanizadeh // Theory and Practice in Language Studies. — 2012. — Vol. 2, No. 11. — P. 2363–2371. — DOI: 10.4304/tpls.2.11.236
15. Turan M. The relationship between locus of control and hope in adolescents: The mediating role of career and talent development self-efficacy / M. Turan // Australian Journal of Career Development. — 2021. — Vol. 30, No. 2. — P. 129–138. — DOI: 10.1177/10
16. Ullah S. Financial socialization, childhood experiences and financial well-being: the mediating role of locus of control / S. Ullah, K. Yusheng // Frontiers Psychology. — 2020. — Vol. 11. — P. 1–11. — DOI: 10.3389/fpsyg.2020.02162
17. Андреева А. Д. Образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа [Электронный ресурс] / А. Д. Андреева // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Т. 14, № 2. — C. 3–18. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140201
18. Тимохин Н. Н. Ценностные ориентации старшеклассников с разным локусом контроля / Н. Н. Тимохин, М. А. Вышквыркина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9, № 6. — Режим доступа: <a href="https://mir-nauki.com/PDF/75PSMN621.pdf" target="_blank">https://mir-nauki.com/PDF/75PSMN621.pdf</a> (дата обращения: 04.09.2
19. Сергоманов П. А. Российские подростки эпохи позднего СССР и современного российского общества / П. А. Сергоманов, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова // Вопросы психологии. — 2020. — Т. 66, № 4. — С. 40–53.
20. Самоотношение и атрибутивные схемы локус-контроля как составляющие личностного потенциала / Е. Л. Бокуть и др. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2020. — Т. 4, № 53. — С. 6–16. — DOI: 10.26456/ vtpsyped/2
21. Регрессия как этап развития / Ю.И. Александров и др. — М. : ИП РАН, 2017. — 191 с. 14. Рейтинг городов России по экологии и загрязнению 2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://everychild.ru/reyting/reyting-gorodov-rossii-po-ekologii-izagryazne" target="_blank">https://everychild.ru/reyting/reyting-gorodov-rossii-po-ekologii-izagryazne</a>
22. Ранджан Р. Теоретический анализ зарубежных когнитивных теорий личности / Р. Ранджан // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 1. — С. 11–22. — DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(1).22
23. Махнач А. И. Сравнительный анализ жизнеспособности молодежи из регионов с разными культурно-социальными и экологическими условиями жизни / А. И. Махнач и др. // Психологический журнал. — 2021. — Т. 42, № 4. — С. 16–27.
24. Локус контроля — более полувека исследований : монография / С. Г. Забегалина и др. / под ред. Е. В. Ксенофонтова. — М. : Проспект, 2021. — 108 с.
25. Куфтяк Е. В. Возрастные и гендерные особенности жизнеспособности в юношеском возрасте / Е. В. Куфтяк // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2017. — Т. 23, № 4. — С. 31–33.
26. Князев Е. Б. Различия в социально-психологических характеристиках молодых людей с разным уровнем интернальности в области достижений [Электронный ресурс] / Е. Б. Князев, З. Э. Кудашева // Психологические исследования. — 2020. — Т. 13, № 71. — C. 1–22. — Р
27. Карась Д. В. Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена / Д. В. Карась // Сибирский психологический журнал. — 2017. — № 64. — С. 24–48.
28. Карабанова О. А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость / О. А. Карабанова, Е. И. Захарова, Ю. А. Старостина // Национальный психологический журнал. — 2020. — Т. 4, № 40. — С. 113–124. — DOI: 10.11621/ npj.
29. Грецов А. Г. Психологические тесты для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов, А. А. Азбель. — СПб. : Питер, 2012. — C. 28–33.
30. Ганпанцурова О. Б. Особенности локуса контроля и мотивации достижения у старшеклассников и учащихся профессионального колледжа [Электронный ресурс] / О. Б. Ганпанцурова, Л. Ш. Вастаева, А. Д. Жданова // СМАЛЬТА. — 2022. — № 1. — С. 35–44. — Режим доступа:
31. Быков С. В. Возможности опросника УСК для диагностики локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах / С. В. Быков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. — 2007. — № 8. — С. 45–59.
32. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб. : Питер, 2008. — C. 275–304.

Other articles