Published Date: 01.07.2023

Innovative Approach to Teaching Disciplines of Specialization in the Context of Digitalization of the Economy

Annotation

The relevance of the study is due to the requirements of the Federal State Educational Standards to information technology skills of educational process participants, changing the strategy of personnel training for high-tech industries, which allows to increase the level of professional competence while getting higher education. The aim of the study is substantiating and testing the innovative approach to teaching major courses in training the professional personnel for the oil and gas industry in the context of digitalization of economy. The peculiarity of the suggested approach is activating practice-oriented training based on using the possibility of digitalizing some components of industrial processes in the university educational process. The example given in the article includes simulating a real industry-specific task, aimed at teaching students as specialists possessing tools for checking hypotheses in the operation of a chemical and technological system, knowing peculiarities of data processing in the oil and gas industry. The suggested approach enriches the traditional methods of teaching by using modern information technologies and advantages of the virtual approach in simulating real industrial processes.




Gratitude

We express sincere gratitude to authors of links, who indirectly helped us with their scientific and methodical publications in creating conditions for substantiating our own views while preparing this manuscript; to organisers and continuing education courses leaders in the ”igitalization of oil and gas sector” program of the EEVI FSFEI HE “Kazan State Research Technological University”; to students and teachers of the Nizhnekamsk Chemical-Technological University (branch) of the Kazan National Research Technological University, included in this research. 

Library

1. 12. Обработка экспериментальных данных в MS Excel: методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов дневной формы обучения / сост. Е. Г. Агапова, Е. А. Битехтина. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012. — 32 с.
2. Obrabotka eksperimental’nykh dannykh v MS Excel: metodicheskie ukazaniya k vypolneniyu laboratornykh rabot dlya studentov dnevnoi formy obucheniya / sost. E. G. Agapova, E. A. Bitekhtina. — Khabarovsk: Izd-vo Tikhookean. gos. un-ta, 2012. — 32 s.
3. 13. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э. Ф. Кроули, Й. Малмквист, С. Остлунд [и др.]; пер. с англ. С. Рыбушкиной; под науч. ред. А. Чучалина. — Москва: Изд. дом ВШЭ, 2015. — 504 с.
4. Pereosmyslenie inzhenernogo obrazovaniya. Podkhod CDIO / E. F. Krouli, I. Malmkvist, S. Ostlund [i dr.]; per. s angl. S. Rybushkinoi ; pod nauch. red. A. Chuchalina. — Moskva: Izd. dom VShE, 2015. — 504 s.
5. 14. Похолков Ю. П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы / Ю. П. Похолков // Инженерное образование. — 2012. — № 10. — С. 50–65.
6. Pokholkov Yu. P. Natsional’naya doktrina operezhayushchego inzhenernogo obrazovaniya Rossii v usloviyakh novoi industrializatsii: podkhody k formirovaniyu, tsel’, printsipy / Yu. P. Pokholkov // Inzhenernoe obrazovanie. — 2012. — № 10. — S. 50–65.
7. 15. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект / А. И. Рудской, А. И. Боровков, П. И. Романов, О. В. Колосова // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 2. — С. 9–22.
8. Puti snizheniya riskov pri postroenii v Rossii tsifrovoi ekonomiki. Obrazovatel’nyi aspekt / A. I. Rudskoi, A. I. Borovkov, P. I. Romanov, O. V. Kolosova // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2019. — T. 28, № 2. — S. 9–22.
9. 16. Ризен Ю. С. Модель организации ИТ-сферы как основа опережающего образования / Ю. С. Ризен, А. А. Захарова, М. Г. Минин // Высшее образование в России. — 2017. — № 208 (1). — С. 62–68.
10. Rizen Yu. S. Model’ organizatsii IT-sfery kak osnova operezhayushchego obrazovaniya / Yu. S. Rizen, A. A. Zakharova, M. G. Minin // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 208 (1). — S. 62–68.
11. 17. Савченкова Н. Н. Педагогическое взаимодействие в современной цифровой среде: проблема регламентации процесса [Электронный ресурс] / Н. Н. Савченкова, Д. А. Бояринов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2022. — № 11. — URL: <a href="http://e-k" target="_blank">http://e-k</a>
12. Savchenkova N. N. Pedagogicheskoe vzaimodeistvie v sovremennoi tsifrovoi srede: problema reglamentatsii protsessa [Elektronnyi resurs] / N. N. Savchenkova, D. A. Boyarinov // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». — 2022. — № 11. — URL: htt
13. 18. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://www.minsvyaz.ru/ru/documents/4084/" target="_blank">http://www.minsvyaz.ru/ru/documents/4084/</a> (дата обращения: 04.09.2022).
14. Strategiya razvitiya otrasli informatsionnykh tekhnologii v Rossiiskoi Federatsii na 2014–2020 gody i na perspektivu do 2025 goda [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="http://www.minsvyaz.ru/ru/documents/4084/" target="_blank">http://www.minsvyaz.ru/ru/documents/4084/</a> (data obrashcheniya: 04.09.2022).
15. 19. Сысоев А.А. О современной модели инженерной подготовки/ А.А.Сысоев, Е.Б.Весна, Ю. И. Александров // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 7. — С. 94–101.
16. Sysoev A. A. O sovremennoi modeli inzhenernoi podgotovki / A. A. Sysoev, E. B. Vesna, Yu. I. Aleksandrov // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2019. — T. 28, № 7. — S. 94–101.
17. 20. Тихопой Ю. М. Цифровая трансформация в нефтегазовой отрасли / Ю. М. Тихопой, Д. А. Степаненко // Стратегии бизнеса. — 2021. — Т. 9, № 2. — С. 58–60.
18. Tikhopoi Yu. M. Tsifrovaya transformatsiya v neftegazovoi otrasli / Yu. M. Tikhopoi, D. A. Stepanenko // Strategii biznesa. — 2021. — T. 9, № 2. — S. 58–60.
19. 21. Technology Outlook for STEM+ Education 2012–2017: An NMC Horizon Report Sector Analysis [Electronic resource] / L. Johnson, S. Adams, M. Cummins, V. Estrada. — Austin, Texas: The New Media Consortium. — URL: <a href="https://www.learntechlib.org/p/48971/" target="_blank">https://www.learntechlib.org/p/48971/</a> (date
20. 22. The Construction of Educational-Methodical Complexes in the Information and Educational Environment on the Basis of Cloud Technologies / I. I. Eremina, E. V. Yakovleva, T. G. Makuseva et al.// International Scientific Conference “Digitalization of Edu
21. 1. Алёхин И. А. Использование методики контрольно-измерительных материалов и метода экспертных оценок в исследовании формирования научного мировоззрения у иностранных курсантов / И. А. Алёхин, И. С. Измайлова // Мир образования — образование в мире. — 202
22. Alekhin I. A. Ispol’zovanie metodiki kontrol’no-izmeritel’nykh materialov i metoda ekspertnykh otsenok v issledovanii formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya u inostrannykh kursantov / I. A. Alekhin, I. S. Izmailova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire
23. 2. Брусник О. В. Методология формирования профессиональных компетенций в области нефтегазового дела / О. В. Брусник, Е. А. Муратова // Высшее образование в России. — 2017. — № 8/9 (215). — С. 43–49.
24. Brusnik O. V. Metodologiya formirovaniya professional’nykh kompetentsii v oblasti neftegazovogo dela / O. V. Brusnik, E. A. Muratova // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 8/9 (215). — S. 43–49.
25. 3. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты. Информационно-методическое издание / пер. с англ. и ред. А. И. Чучалина, Т. С. Петровской, Е. С. Кулюкиной. — Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2011. — 17 с.
26. Vsemirnaya initsiativa CDIO. Standarty. Informatsionno-metodicheskoe izdanie / per. s angl. i red. A. I. Chuchalina, T. S. Petrovskoi, E. S. Kulyukinoi. — Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhn. un-ta, 2011. — 17 s.
27. 4. Гаибова В. Е. Цифровизация высшего образования: опыт применения новых дидактических моделей в высшей школе [Электронный ресурс] / В. Е. Гаибова, Л. Н. Данилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2022. — № 12. — URL: <a href="http://e-koncept" target="_blank">http://e-koncept</a>
28. Gaibova V. E. Tsifrovizatsiya vysshego obrazovaniya: opyt primeneniya novykh didakticheskikh modelei v vysshei shkole [Elektronnyi resurs] / V. E. Gaibova, L. N. Danilova // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». — 2022. — № 12. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
29. 5. Емекеев А. А. Инновации в системе подготовки кадров для нефтегазовой отрасли / А. А. Емекеев, А. Ф. Иванов // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. — 2012. — № 5. — С. 7–9.
30. Emekeev A.A.Innovatsii v sisteme podgotovki kadrov dlya neftegazovoi otrasli/ A.A.Emekeev, A. F.Ivanov // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Neft’ i gaz. — 2012. — № 5. — S. 7–9.
31. 6. Иванов А. Ф. Подготовка востребованных инженерных кадров для нефтегазового комплекса / А. Ф. Иванов // Высшее образование в России. — 2016. — № 8–9 (204). — С. 106–111.
32. Ivanov A. F. Podgotovka vostrebovannykh inzhenernykh kadrov dlya neftegazovogo kompleksa / A.F.Ivanov // Vysshee obrazovanie v Rossii.— 2016.— №8–9 (204).— S. 106–111.
33. 7. Иванов В. Г. Инженерная педагогика: попытка типологии / В. Г. Иванов, З. С. Сазонова, М. Б. Сапунов // Высшее образование в России. — 2017. — № 8/9. — С. 33–42.
34. Ivanov V. G.Inzhenernaya pedagogika: popytka tipologii / V. G.Ivanov, Z. S. Sazonova, M. B. Sapunov // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 8/9. — S. 33–42.
35. 8. Исследование случайных величин в Excel. Рекомендации по выполнению лабораторных работ [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://e-idpo.kstu.ru/course/index." target="_blank">https://e-idpo.kstu.ru/course/index.</a> php?categoryid=133 (дата обращения: 10.11.2022).
36. Issledovanie sluchainykh velichin v Excel. Rekomendatsii po vypolneniyu laboratornykh rabot [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://e-idpo.kstu.ru/course/index.php?categoryid=133" target="_blank">https://e-idpo.kstu.ru/course/index.php?categoryid=133</a> (data obrashcheniya: 10.11.2022).
37. 9. Кудж С. А. Подготовка специалистов по информационным технологиям для нефтегазовой промышленности / С. А. Кудж, М. А. Назаренко // Высшее образование в России. — 2015. — № 10. — С. 161–164.
38. Kudzh S. A. Podgotovka spetsialistov po informatsionnym tekhnologiyam dlya neftegazovoi promyshlennosti / S. A. Kudzh, M. A. Nazarenko // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2015. — № 10. — S. 161–164.
39. 10. Моисеева Н. А. Задачи информационно-математического моделирования как средство реализации междисциплинарной интеграции в преподавании математики и информатики в техническом вузе [Электронный ресурс] / Н. А. Моисеева, Т. А. Полякова // Научно-методичес
40. Moiseeva N. A. Zadachi informatsionno-matematicheskogo modelirovaniya kak sredstvo realizatsii mezhdistsiplinarnoi integratsii v prepodavanii matematiki i informatiki v tekhnicheskom vuze [Elektronnyi resurs] / N. A. Moiseeva, T. A. Polyakova // Nauchnome
41. 11. Новые задачи инженерного образования для нефтегазохимического комплекса в условиях членства России в ВТО: сборник докладов и программа международной научной школы / под ред. В. Г. Иванова, В. В. Кондратьева. — Казань: Изд-во Казан. нац. иссл. технол.
42. Novye zadachi inzhenernogo obrazovaniya dlya neftegazokhimicheskogo kompleksa v usloviyakh chlenstva Rossii v VTO: sbornik dokladov i programma mezhdunarodnoi nauchnoi shkoly / pod red. V. G. Ivanova, V. V. Kondrat’eva. — Kazan’: Izd-vo Kazan. nats. issl.

Other articles