Published Date: 01.07.2023

Интеграция классического и инновационного как фактор развития отечественных дидактических теорий

Annotation

В статье главный редактор обращает внимание исследователей и читателей на важность соблюдения принципа преемственности и последовательности в процессе разработки и внедрения инноваций в педагогическую теорию и практику. Дело в том, что сама педагогика как наука, или, точнее, искусство воспитания, не предполагает резких смен полярностей и векторов направленности в обучении и воспитании человека. Как известно, основу обучения и воспитания составляют устоявшиеся педагогические теории, концепции, положения. Важно, чтобы нововведения в педагогику не носили противоречивого характера, не предполагали резкого изменения их направленности. Такие изменения, как правило, приводят к хаосу в сознании человека и отрицательно сказываются как на результатах обучения, так и тем более воспитания. В целях сохранения прогрессивного развития в педагогической науке и практике автором предложено рассмотрение классических и инновационных теорий обучения в общей педагогике и педагогике высшей школы, раскрываются основные тенденции и закономерности становления и развития основных дидактических теорий и концепций в отечественной педагогике. Показаны особенности реализации в современных вузах классических теорий: ассоциативно-рефлекторной теории обучения и теории поэтапного формирования умственных действий, а также инновационной — теории проблемно-деятельностного и цифрового обучения. Наряду с этим обосновывается эффективная интеграция специфических дидактических концепций: педоцентристской, белл-ланкастерской, мангеймской, бригадно-лабораторной, дальтон-плана, виннеткаплана — в современное программированное обучение.



Library

1. 1. Актуальные вопросы теоретической и практической педагогики в Вооруженных Силах Российской Федерации : монография / И. А. Алёхин, А. А. Аронов [и др.]. — Москва, 2018.
2. 2. Алёхин И. А. История педагогики : учебник / И. А. Алёхин, Е. И. Федак. — 2-е изд., перераб. — Москва, 2019.
3. 3. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146. — DOI: 10.51944/2073-8498_2021_1-2_135
4. 4. Вдовюк В. И. Основы педагогики высшей военной школы (структурно-логические схемы) / В. И. Вдовюк, В. Н. Новиков, Г. А. Шабанов. — Москва : ВА РВСН им. Петра Великого, 1999. — 95 с.
5. 5. Военная дидактика : учебник / под общ. ред. В. Г. Михайловского. — 2-е изд., перераб. — Москва : ИД Куприянова, 2010. — 503 с.
6. 6. Военная педагогика : учебник для вузов / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, В. В. Богуславский [и др.] ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — 1-е изд. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Серия 76, Высшее образование).
7. 7. Иванов В. П. Военная дидактика : учеб. пособие / В. П. Иванов. — Москва : ВУ, 2022. — 272 с.
8. 8. Психологические условия развития познавательной самостоятельности обучающихся на основе интерактивных дидактических технологий / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов, А. В. Деникин, А. Д. Лазукин // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 3 (83). — С.
9. 9. Теория обучения и педагогические технологии / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, А. В. Деникин [и др.]. — 2-е изд., перераб. — Москва, 2019.
10. 10. Теория и практика профессионального образования офицеров в военных вузах Российской Федерации : монография / А. А. Авуза, И. А. Алёхин, В. Н. Воронов [и др.]. — Москва, 2018.
11. 11. Технологии профессионально ориентированного обучения : учебник / под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва : ВУ, 2019. — 299 с.

Other articles