Ценностно-целевые ориентации регулируют выработку жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Биологические, психологические и социальные процессы развития личности определяют выбор направлений обучения, специальностей и успешность обучения в высших учебных учреждениях.
В статье исследуется формирование ценностно-целевых ориентаций студентов, обучающихся по договорам о целевой подготовке. Эффективность целевого обучения — это не только решение кадровых вопросов, но и обеспечение «социальных лифтов» для молодежи и предотвращение оттока молодых людей на работу за границей. Задача вузов — получить стопроцентный результат профессионально и личностно сформированного обучающегося, готового заниматься профессиональной деятельностью на государственных предприятиях.
Диагностика ценностно-целевых ориентаций личности в отношении к профессиональному самоопределению обучающихся по договору о целевом обучении была проведена посредством анкетирования «Профессиональное самоопределение обучающихся». Вопросы обучающимся в анкете были разбиты на несколько направлений в целях анализа результатов обучения, социальной и психологической поддержки обучающихся, удовлетворенности обучением и информационной поддержкой.
Юношеский возраст, условия и качество формирования специалиста являются факторами, влияющими на его профессиональную и гражданскую ориентацию.