Дата публикации: 01.04.2023

Психологические особенности ценностно-целевых ориентаций обучающихся

Аннотация

Ценностно-целевые ориентации регулируют выработку жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Биологические, психологические и социальные процессы развития личности определяют выбор направлений обучения, специальностей и успешность обучения в высших учебных учреждениях. В статье исследуется формирование ценностно-целевых ориентаций студентов, обучающихся по договорам о целевой подготовке. Эффективность целевого обучения — это не только решение кадровых вопросов, но и обеспечение «социальных лифтов» для молодежи и предотвращение оттока молодых людей на работу за границей. Задача вузов — получить стопроцентный результат профессионально и личностно сформированного обучающегося, готового заниматься профессиональной деятельностью на государственных предприятиях. Диагностика ценностно-целевых ориентаций личности в отношении к профессиональному самоопределению обучающихся по договору о целевом обучении была проведена посредством анкетирования «Профессиональное самоопределение обучающихся». Вопросы обучающимся в анкете были разбиты на несколько направлений в целях анализа результатов обучения, социальной и психологической поддержки обучающихся, удовлетворенности обучением и информационной поддержкой. Юношеский возраст, условия и качество формирования специалиста являются факторами, влияющими на его профессиональную и гражданскую ориентацию.




Формирование специалиста требует комплексного подхода, включающегося в себя в качестве первоосновы выявление особен енностноцелевых ориентаций в отношении к будущей профессии и трудовой занятости у формирующейся личности.

Ценностно-целевые ориентации, как осознанные взаимосвязанные смысловые ориентиры, которые являются отражением в человеческом сознании его понимания мира, общечеловеческой культуры, их взаимосвязи и интеграции, обнаруживаются в обоснованном целеполагании жизненных перспектив.

Система ценностно-целевых ориентаций — это интегративная, динамически развивающаяся рефлексивная система, позволяющая формировать оценочные суждения, регулировать поведение человека по отношению к внешнему и внутреннему миру.

Человек как полноправный член общества оценивает себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям социальной среды. Социальный регулятор поведения выполняет функцию регуляторов поведения личности. Регуляторами поведения для человека выступают внутренние когнитивные процессы и внешние явления окружающей социальной среды. Обычаи, традиции, нравственные нормы, установки, стереотипы, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы.

Ценностно-целевые ориентации регулируют выработку жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.

Список литературы

1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. — Москва : Владос-Пресс, 2004. — 208 с.
2. Акулич O. E. Методика реализации ценностно-смысловых ориентиров студентов при изучении медицинской и биологической физики : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Челябинск, 2005. — 24 с.
3. Бодалев А. А. Общая психодиагностика / A. A. Бодалев и др. — Санкт-Петербург, 2002. — 440 с.
4. Елина Е. Г. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление / Е. Г. Елина, В. М. Аникин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. — 2018. — Т. 18, вып. 4.
5. Никулина И. В. Психологические особенности студенческого возраста : учеб. пособие / И. В. Никулина. — Самара : Универс групп, 2009. — 100 с.
6. Осипкова О. В. Психологические особенности ценностно-целевых ориентаций в отношении к здоровью у студентов вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. В. Осипкова. — Сочи, 2011. — 23 с.
7. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 544 с.

Остальные статьи