Социально-экономические изменения в народном хозяйстве страны затрагивают и систему образования. Вслед за изменениями в экономике происходит трансформация в системе образования: внедряются новые подходы в организацию, содержание образовательного процесса и управление им. Одним из успешных новшеств было применение кластерного подхода. Однако пандемия внесла существенные изменения в образовательный процесс. Дистанционное, смешанное обучение, цифровизация расширили возможности получения образования. Появились многочисленные образовательные организации (курсы, школы, центры знаний и т. д.). Они востребованы обучающимися. В состав образовательных кластеров они не вошли, да и не хотят этого. Значит, необходимы новые формы управления образовательным процессом, например, экосистемный подход в образовании. Образовательные экосистемы позволяют обучающимся постоянно обновлять свои знания, осваивать новые компетенции в течение всей жизни, тем самым создают экосистему человека.