Научно-образовательные центры как основа реализации экосистемного подхода в техническом вузе
Аннотация
Социально-экономические изменения в народном хозяйстве страны затрагивают и систему образования. Вслед за изменениями в экономике происходит трансформация в системе образования: внедряются новые подходы в организацию, содержание образовательного процесса и управление им. Одним из успешных новшеств было применение кластерного подхода. Однако пандемия внесла существенные изменения в образовательный процесс. Дистанционное, смешанное обучение, цифровизация расширили возможности получения образования. Появились многочисленные образовательные организации (курсы, школы, центры знаний и т. д.). Они востребованы обучающимися. В состав образовательных кластеров они не вошли, да и не хотят этого. Значит, необходимы новые формы управления образовательным процессом, например, экосистемный подход в образовании. Образовательные экосистемы позволяют обучающимся постоянно обновлять свои знания, осваивать новые компетенции в течение всей жизни, тем самым создают экосистему человека.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2023 |
Страницы | 136-147 |
УДК | 378.1 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_1_136 |
Государство, экономика, система образования и все общество озабочены инновационным развитием высокотехнологичных отраслей. Для решения данной проблемы в 2000-е годы в экономике был реализован кластерный подход. Отраслевые кластеры, технологические промышленные группы были образованы по инициативе «сверху» во всех регионах России. В Республике Татарстан (РТ) в состав отраслевых кластеров были введены ведущие вузы республики, таким образом, возникли научно-образовательные кластеры. По мнению создателей, кластеризация должна была привести к эффективной кооперации систем производства и образования, которая должна была обеспечить подготовку компетентных, высококвалифицированных рабочих, специалистов среднего звена и инженеров [12].
Отраслевой строительный образовательный кластер был создан на базе Казанского государственного архитектурно-строительного университета. В состав кластера вошли шесть образовательных организаций среднего профессионального и начального профессионального образования. Было установлено активное сотрудничество с министерствами строительства, архитектуры и ЖКХ РТ и министерством транспорта и дорожного строительства РТ. Образовательный кластер за десятилетие позволил организовать непрерывное профессиональное образование в республике. Гибкое содержание профессиональной подготовки, гибкие организационные формы обучения позволили получать новое качество образования.
Интеграция систем образования и производства в научно-образовательном кластере обеспечила реализацию целостной системы многоуровневого образования [12; 13; 17].
Создание строительного научно-образовательного кластера позволило реализовать в образовательном процессе принципы преемственности, повысить качество профессиональной подготовки, сократить время адаптации выпускника на производстве, реализовать частно-государственное партнерство предприятий строительного бизнеса с образовательными организациями в составе кластера, обеспечить целостное социальное, физическое, духовное, интеллектуальное развитие личности [18].
Внедрение кластерного подхода позволило повысить конкурентоспособность всех участников, достигнуть качественно нового уровня внедрения инновационных и наукоемких технологий, подготовить специалистов, способных внедрить инновации в деятельность строительных организаций различных форм собственности.