В статье обосновывается актуальность нового методологического подхода с позиций Синергетического Историзма к изучению специфики воспроизводства образовательного процесса и к анализу историко-философских и психологических аспектов концептуализации феномена образования. Результаты исследования, базирующегося на законе самоорганизации социокультурных идеалов и методе дуальных оппозиций, продемонстрировали, что образовательный процесс как динамический фактор модификации биологической природы субъектов самосознания может быть переосмыслен как процесс перманентной сублимации инстинктивной природы человеческих особей, трансформируемых в социокультурных животных с сохранением целостности их самости. Преимуществом предлагаемого подхода служит предоставляемая им возможность переосмысления социально обусловленного феномена образования в условиях цифровых трансформаций структуры человеческого мозга с учетом специфики природы субъектов сознания, выступающих в качестве носителей духовных ценностей, с одной стороны, и потребителей утилитарных полезностей — с другой.