Дата публикации: 01.10.2023

Образовательный процесс и специфика его воспроизводства: историко-философские и психологические аспекты (подход с позиций Синергетического Историзма). Часть 21

Аннотация

В статье обосновывается актуальность нового методологического подхода с позиций Синергетического Историзма к изучению специфики воспроизводства образовательного процесса и к анализу историко-философских и психологических аспектов концептуализации феномена образования. Результаты исследования, базирующегося на законе самоорганизации социокультурных идеалов и методе дуальных оппозиций, продемонстрировали, что образовательный процесс как динамический фактор модификации биологической природы субъектов самосознания может быть переосмыслен как процесс перманентной сублимации инстинктивной природы человеческих особей, трансформируемых в социокультурных животных с сохранением целостности их самости. Преимуществом предлагаемого подхода служит предоставляемая им возможность переосмысления социально обусловленного феномена образования в условиях цифровых трансформаций структуры человеческого мозга с учетом специфики природы субъектов сознания, выступающих в качестве носителей духовных ценностей, с одной стороны, и потребителей утилитарных полезностей — с другой.




1. Методологический подход к анализу специфики воспроизводства образовательного процесса на стадии глобальной цифровизации с позиций Синергетического Историзма

Актуальность исследования специфических закономерностей воспроизводства образовательного процесса в глобализующихся локальных сообществах обусловлена сдвигами социокультурных и научно-образовательных смыслов в качестве производного отказа потребительских обществ Запада от ориентации на общечеловеческий идеал и провозглашаемые им ценности. Изучение эволюционной специфики воспроизводства образовательного процесса и проблем концептуализации феномена образования, базирующееся на методе дуальных оппозиций (см.: [1, с. 26–27]) и законе самоорганизации социокультурных идеалов (см.: [2, с. 98–100]), приобретает все большее значение в условиях деструкции общезначимых ценностных ориентиров на стадии глобальной цифровизации и угрозы перехода в постчеловеческое социокультурное пространство, с одной стороны (см.: [51, p. 25–32]), и настойчивых попыток Запада уничтожить российскую цивилизационную и государственную идентичность — с другой (см.: [6, с. 618–619]).

Преимуществом предлагаемого с позиций Синергетического Историзма подхода к изучению специфики воспроизводства образовательного процесса служит предоставляемая им возможность переосмысления данного феномена в условиях цифровых трансформаций структуры человеческого мозга с учетом специфики природы субъектов сознания как производного синтеза «идеологического, ценностного и социополитического животных», выступающих в качестве носителей ценностей, ориентированных на духовные идеалы, с одной стороны, и выразителей потребностей общества, ориентированного на утилитарные идеалы и провозглашаемые ими полезности3 , — с другой (см.: [3, с. 50]).

Список литературы

1. 41. Montessori, M. The Montessori Method / M. Montessori. — New York : Cosimo, 2006. — 376 p.
2. 49. Plato. Theaethetus/Πλάτων. Θεαιτητος // Platonis opera quae extant omnia. — Parisii, 1578. — Vol. l. — 142a–210d.
3. 48. Plato. Res Publica/Πλάτων. Πολιτεια // Platonis opera quae extant omnia : 3 vols. — Parisii, 1578.
4. 47. Pinloche, A. La Réforme de l’Éducation en Allemagne au dix-huitième siècle. Basedow et le Philantropisme. Thèse présentée à la Faculté des Lettres de Paris / A. Pinloche. — Paris : Arman Colin et Co., 1889. — 614 p.
5. 46. Piaget, J. La Naissance de l’Intelligence chez 1’enfant / J. Piaget.— Paris : Delachaux & Niestlé, 1977. — 370 p.
6. 45. Nelsen, Th. W. Rudolf Steiner’s Pedagogy of Imagination : A Case Study of Holistic Education / Th. W. Nelsen. — Bern : Peter Lang, 2004. — 270 p.
7. 44. Nanni, С. Il Sistema Preventivo di Don Bosco / C. Nanni. — Turino : Elledici, 2003. — 230 p.
8. 43. Morrison, J. The Educational Philosophy of Don Bosco / J. Morrison. — Guwanati : Don Bosco Publications, 1999. — 258 p.
9. 42. Moon, P. J. Bereaved Elders : Transformative Learning Late in Life / P. J. Moon // Adult Education Quarterly. — 2011. — Vol. 61, № 1. — P. 22–39.
10. 50. Reddie, C. Abbotsholme, 1889–1899, or Ten Years of Work in Educational Laboratory / C. Reddie. — London : Routledge, 1900. — 720 p.
11. 40. Monteiro, A. R. Revolution of the Right to Education / А. R. Monteiro. — Leiden : BRILL, 2021. — 711 p.
12. 39. Milde, V. Lehrbuch der allgemeinen Erziehungskunde / V. Milde. — Wien : Christian Gottfried Kaulfuß, 1821. — 2 Bd.
13. 38. Mezirow, J. Transformative Learning : Theory to Practice / J. Mezirow // New Directions for Adults and Continuing Education. — 1997. — Vol. 74. — P. 5–12.
14. 37. Mezirow, J. Transformation Theory of Adult Learning / J. Mezirow // In Defense of the Lifeworld. — New York, 1995. — P. 39–70.
15. 36. Mezirow, J. Transformative Dimensions of Adult Learning / J. Mezirow. — San Francisco : Jossey Bass, 1991. — 247 p.
16. 35. Merton, R. K. The Self-Fulfilling Prophecy / R. K. Merton // Antioch Review. — 1948. — Vol. 8, № 2. — P. 193–210.
17. 34. Maslow, A. А Theory of Human Motivation / A. Maslow // Psychological Review. — 1943. — Vol. 50, № 4. — P. 370–396.
18. 33. Locke, J. Some Thoughts Concerning Education and of Conduct of Understanding / J. Locke. — Indianopolis : Hackett Publishing Co., 1996. — 227 p.
19. 51. Rees, M. Our Final Hour : A Scientist’s Warning : How Terror, Error, and Environmental Disaster Threaten Humankind’s Future in this Century. On Earth and Beyond / M. Rees. — New York : Basic Books, 2004. — 206 p.
20. 52. Reese, W. J. The Origins of Progressive Education / A. J. Reese // History of Education Quarterly. — 2001. — Vol. 41, № 1. — P. 1–24.
21. 53. Regolamento per le case della Società di S. Francesco di Sales. — Turino : Tipografia Salesiana, 1877. — 44 p.
22. 54. Renki, A. From Example Study to Problem Solving : Smooth Transition Help Learning / A. Renki, R. Atkinson, U. Mayer // The Journal of Experimental Education. — 2002. — Vol. 70, № 4. — P. 293–315.
23. 55. Rousseau, J. J. Émile ou De 1’Éducation : Livres I et II / Par J. J. Rousseau, Citoyen de Genève. — Le Haye : Jean Néaulme, 1762.
24. 56. Rousseau, J. J. Du Contrat Social, ou Principes du Droit Politique / Par J. J. Rousseau, Citoyen de Genève. — Lyon : L’Imprimerie d’Amable Le Roy, 1792. — 341 p.
25. 57. Smuts, J. Ch. Holism and Evolution / J. Ch. Smuts. — New York : The Macmillan Company, 1926. — 376 p.
26. 58. Stranner, B. Die Ziele und Zwecke der Erziehung im Philanthropismus. Erziehungstheorie und -praxis des Philanthropismus / B. Stranner. — Vienna : E-These University of Vienna, 2011. — 163 s.
27. 59. Sumser, R. Erziehung, the Family, and the Regulation of Sexuality in the Late German Enlightenment / R. Sumser // German Review Studies. — 1992. — Vol. 15, № 3. — P. 455–474.
28. 60. Taylor, E. W. Transformative Learning Theory : A Neurobiological Perspective of the Role of Emotions and Unconscious Ways of Knowing / E. W. Taylor // International Journal of Lifelong Education. — 2001. — Vol. 20, № 3. — P. 218–236.
29. 61. The Emerson Dilemma. Essays on Emerson and Social Reform / ed. by T. Gregory Carvey. — London : University of Georgia Press, 2001. — 294 p.
30. 62. Thoreau, H. D. Civil Disobedience (On the Duty of Civil Disobedience) / H. D. Thoreau. — Boonton : Liberty Library, 1946. — 292 p.
31. 63. Trapp, E. Ch. Versuch einer Pädagogik: einer systematischen Darstellung der Ziele und Bestrebungen des Philanthropisnus bis zum Jahre 1780 / E. Ch. Trapp. — Berlin : Friedrich Nicolai, 1780. — 256 s.
32. 64. Trapp, E. Ch. Versuch einer Pädagogik. Mit Trapps hallischer Antrittsvorlesung : Von der Notwendigkeit, Erziehen und Unterrichten als eine eigne Kunst zu studieren (Halle, 1779) / E. Ch. Trapp. — Paderborn : Ferdinand Schöningh, 1977. — 550 s.
33. 65. Tröhler, D. Pestalozzi and the Educationalization of the World / D. Tröhler. — New York : Palgrave Macmillan, 2013. — 170 p.
34. 17. Dewey, J. Democracy and Education. An Introduction to the Philosophy of Education / J. Dewy. — New York : The Macmillan Company, 1916. — 368 p.
35. 2. Микайлова, И. Г. Социокультурные идеалы и глобальная художественная культура : в 2 т. / И. Г. Микайлова. — Saarbrücken : Palmarium Academic Publishing, 2016. — Т. 1. Социокультурные и религиозные идеалы в динамике глобального воспроизводства человеческ
36. 3. Микайлова, И. Г. Субъекты самоопределения в контексте формирования их отношения к себе и поиску смыслов существования в ходе воспроизводства личностных и локальных социокультурных пространств / И. Г. Микайлова // Мир психологии. — 2016. — № 3. — С. 39–
37. 4. Микайлова, И. Г. Глобальная цифровизация социокультурного воспроизводства : «Deus Ex Machina» или конец эры человека? / И. Г. Микайлова // Социальные новации и социальные науки. — 2021. — № 1. — С. 121–132.
38. 5. Микайлова, И. Г. Переход к цифровому образованию: фактор медиационного подхода к выбору альтернативных путей самоопределения или инверсионный скачок в пространства неизведанного? / И. Г. Микайлова // Мир психологии. — 2021. — № 1/2 (105). — С. 49–60. —
39. 6. Микайлова, И. Г. Роль и значение исторической памяти в формировании и воспроизводстве российской идентичности в условиях конфронтации с Западом (Подход с позиций Синергетического Историзма) / И. Г. Микайлова // Россия : тенденции и перспективы развития
40. 7. Baden-Powell, R. Scouting for Boys. A Handbook for Instruction in Good Citizenship / R. Baden-Powell. — London : Horace Cox, 1908. — 432 p.
41. 8. Baden-Powell, R. The Canadian Boy Scout. A Handbook for Instruction in Good Citizenship / R. Baden-Powell. — Toronto : Morang, 1911. — 364 p.
42. 9. Bass, B. M. From Transactional to Transformational Leadership : Learning to Share the Vision / B. M. Bass // Organisational Dynamics. — 1990. — Vol. 18, № 3. — P. 19–31.
43. 10. Bell, T. Collaborative Inquiry Learning : Models, Tools, and Challenges / T. Bell, D. Urhahne, S. Schanze // International Journal of Science Education. — 2010. — Vol. 3, № 1. — P. 349–377.
44. 11. Blyth, A. From Individuality to Character : The Herbartian Sociology Applied to Education / A. Blyth // British Journal of Educational Studies. — 1981. — Vol. 29, № 1. — P. 60–79.
45. 12. Boyd, R. D. Transformative Education / R. D. Boyd, J. G. Meyers // International Journal of Lifelong Education. — 1988. — Vol. 7, № 4. — P. 261–284.
46. 13. Brameld, Th. Education as Power / Th. Brameld. — New York : Holt, Rinehart and Winston, 1965. — 146 p.
47. 14. Bruner, J. S. The Act of Discovery / J. S. Bruner // Harvard Educational Review. — 1961. — Vol. 31, № 1. — P. 21–32.
48. 15. Caradeuc, L. R. de. Essai d’Éducation Nationale, ou Plan d’Études pour la Jeunesse / L. R. de Caradeuc. — Genève : Ant. Philibert, 1763. — 223 p.
49. 16. Dewey, J. My Pedagogical Creed / J. Dewey // Social Journal. — 1897. — Vol. 54. — P. 77–80.
50. 1. Микайлова, И. Г. Идеалы и их роль в социокультурном воспроизводстве цивилизаций с позиций синергетической философии истории / И. Г. Микайлова. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2016. — 648 с.
51. 18. Dieter, J. Theory and Practice : Johann Heinrich Pestalozzi / J. Dieter // Vitae Scholasticae. — 1990. — Vol. 9, № 1/2. — P. 115–132.
52. 19. Ferrière, A. La pratique de l’école active / A. Ferrière. — Genève : Éditions Forum, 1924. — 167 p.
53. 20. Ferrière, A. L’École active : 2 vols / A. Ferrière. — Neuchâtel : Delachaux & Niestlé, 1953.
54. 21. Freinet, C. Œuvres pédagogiques : 2 tomes / C. Freinet. — Paris : Éditions du Seul, 1994.
55. 22. Freire, P. Pedagogy of the Oppressed / P. Freire. — New York : Herder and Herder, 1970. — 181 p.
56. 23. Freire, P. The Banking Model of Education / P. Freire // Critical Issues in Education : an Anthology of Readings. — Thousand Oaks, 1970. — P. 105–117.
57. 24. Freire, P. Education for Critical Consciousness / P. Freire. — New York : Continuum International Publishing Group, 2005. — 146 p.
58. 25. Jimack, P. Rousseau : Émile / P. Jimack. — London : Grant and Cutler, 1983. — 154 p.
59. 26. Kassinger, R. Build a Better Mousetrap / R. Kassinger. — Hoboken : John Wiley & Sons, 2002. — 127 p.
60. 27. Katz, M. The New Departure in Quincy, 1873–1881 : The Nature of NineteenthCentury Educational Reform / M. Katz // New England Quarterly. — 1967. — Vol. 40, № 1. — P. 3–30.
61. 28. Kazarda, J. D. The Structural Implications of Sexual System Size : A Three-Level Analysis / J. D. Kazarda // American Sociological Review. — 1974. — Vol. 39, № 1. — P. 19–28.
62. 29. Lanier, J. Dawn of the New Everything. A Journey Through Virtual Reality / J. Lanier. — London : The Bodleian Head, 2017. — 368 p.
63. 30. Legrand, L. Célestin Freinet / L. Legrand // Prospects : The Quarterly Review of Comparative Education. — 1993. — Vol. 22, № 1/2. — P. 303–418.
64. 31. Locke, J. An Essay Concerning Humane Understanding : in Four Books / J. Locke. — London : Th. Basset, 1690.
65. 32. Locke, J. Some Thoughts Concerning Education / J. Locke. — London : The Black Swan, 1693. — 116 p.

Остальные статьи